Литературная игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Сценарий интеллектуальной игры для школьников 8 класса по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Интеллектуальную игру, предлагаемую вниманию словесников, лучше организовать на заключительном уроке по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка», когда художественное «пространство» произведения освоено школьниками.

В игре принимают участие две команды, сформированные учителем заранее. В жюри приглашаются как дети, так и педагоги. При необходимости осуществлять судейство может ведущий без помощи какого-либо жюри. Чтобы выполнить конкурсные задания, ребятам придется не только продемонстрировать непосредственное знание текстуального материала, но и проявить творческие способности, находчивость и смекалку. Для облегчения подсчета очков целесообразно использовать специально изготовленные картонные жетоны, которые в ходе игры вручает соревнующимся помощник ведущего.

В представленном тексте сценария правильные ответы на вопросы даны в скобках и выделены курсивом. Творческие задания, которые не требуют однозначного решения, а, напротив, допускают вариативность ответов, и также те, что подразумевают импровизацию, не сопровождаются ответами, поскольку способы и характер их выполнения во многом определяются личностными качествами игроков.

Роль «путеводителя» в турнире может выполнить электронная презентация, которую при желании могут создать как педагог, так и сами обучающиеся.

Ведущий. Виссарион Григорьевич Белинский считал «Капитанскую дочку» лучшей повестью Пушкина. Еще более высокую оценку этому произведению дал Н. В. Гоголь: «...Решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде». Этому, без сомнения, вершинному достижению пушкинского реализма в области художественной прозы и посвящена игра.

Ход игры

I. Конкурсное задание «Толковый словарь».

Ведущий. Известный историк В. О. Ключевский отмечал: «Пушкин был историком там, где не думал быть им и где часто не удается стать им настоящему историку. Капитанская дочка была написана между делом, среди работ над пугачевщиной, но в ней больше истории, чем в Истории пугачевского бунта». Созданию исторического колорита во многом способствует использование архаической лексики. Посмотрим, как вы ее усвоили.

Условия игры. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе ведущий вызывает двух игроков от каждой команды и предлагает выполнить индивидуальные задания, записанные на карточках и представленные на слайдах презентации.

Задание представителю команды 1.

«Переведите» устаревшие слова на современный язык: 1) фортеция, 2) челобитье, 3) обиняки, 4) лазутчик, 5) напасти. (Ответы: 1) крепость, 2) прошение, 3) намеки, 4) разведчик, 5) беды.)

Задание представителю команды 2.

«Переведите» устаревшие слова на современный язык: 1) оказия, 2) исполать, 3) супостат, 4) жаловать, 5) пенять.

(Ответы: 1) случай; 2) хвала, слава; 3) враг; 4) награждать; 5) укорять.)

Задание представителю команды 1.

Выберите правильный вариант толкования лексического значения слов.

Целовальник - это:

а) парикмахер; б) продавец вина в трактире; в) настойчивый кавалер. (Правильный ответ - б.)

Инвалид - это:

а) человек, страдающий физическим недугом; б) военнослужащий, состарившийся на военной службе; в) военнослужащий, имеющий увечья. (Правильный ответ - б.)

Задание представителю команды 2.

Выберите правильный вариант толкования лексического значения слов.

Грош (в XVIII в.) - это монета достоинством:

а) в 2 копейки; б) 1 копейку; в) 10 копеек. (Правильный ответ - а.)

Существенность - это:

а) суть, сущность; б) действительность, явь, окружающий мир; в) вещество, материал. (Правильный ответ - б.)

Во втором этапе конкурса участвует вся команда. Ведущий в быстром темпе читает толкование лексического значения слов, а учащиеся называют эти слова - архаизмы, историзмы.

Задание команде 1.

1. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоявший на службе. (Недоросль.)

2. Солдат-новобранец. (Рекрут.)

3. Любительница рассказывать новости. (Вестовщица.)

4. Арестант, узник в колодках. (Колодник.)

5. Человек, пользующийся особым доверием. (Наперсник.)

6. Гуляка, бездельник. (Шаматон.)

Задание команде 2.

1. Крытая повозка. (Кибитка.)

2. Короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета. (Камзол.)

3. Дорожный сундучок для посуды и продуктов. (Погребец.)

4. Сборник законов о воинских обязанностях. (Артикул.)

5. Старинное ручное оружие, тяжелый набалдашник на короткой рукоятке. (Кистень.)

6. Возвышение на Красной площади в Москве, где, по преданиям, казнили государственных преступников. (Лобное место.)

«Стоимость» правильного ответа в рамках данного конкурса - 0,5 балла.

II. Конкурсное задание «Встречают по одежке».

Ведущий. «Встречают по одежке, а провожают по уму», - гласит известная русская пословица. Но мы сейчас поведем разговор именно об «одежке».

Условия игры. Задача соревнующихся - узнать персонажей романа «Капитанская дочка» исходя из сведений о том, как они были одеты в тех или иных жизненных ситуациях, как относились к различным предметам одежды, своим и чужим, и т. п. Эти сведения ведущий предоставляет последовательно, в три этапа. Если персонаж оказывается узнанным сразу же, едва поступила первоначальная информация, команда получает максимальное количество баллов - 3. В случае если правильный ответ дан со второй или с третьей попытки, командный счет увеличивается соответственно на 2 балла или только на 1 балл.

Задание команде 1.

• Этот герой:

1) совершенно не задумывался о том, как и во что он одет, зато проявлял необычайную заботу о чужом гардеробе;

2) составил реестр «раскраденному злодеями» «барскому добру» и требовал компенсировать потери;

3) был чрезвычайно озабочен судьбой заячьего тулупа, пожертвованного с барского плеча «оголтелому пьянице». (Савельич.)

• Эта героиня:

1) одевалась по обыкновению «просто и мило»;

2) в экстремальной ситуации, получив настоятельную рекомендацию сменить имидж, переоделась в крестьянский сарафан;

3) вопреки правилам придворного этикета, была одета на приеме у императрицы «в дорожное платье», так как, по именному повелению, должна была «ехать во дворец в том, в чем ее застанут». (Маша Миронова.)

• Этот герой:

1) появлялся на страницах романа как в «оборванном армяке и татарских шароварах», так и в «красном кафтане» «на белом коне»;

2) получил в подарок «заячий тулупчик совсем новешенький... бестия, его так и распорол, напяливая на себя»;

3) отблагодарил дарителя, пожаловав «шубу со своего плеча». (Пугачев.)

Задание команде 2.

• Эта героиня:

1) ежедневно надевала любимую телогрейку и повязывала на голову платок;

2) приняла смерть «раздетой донага», так как «в ее душегрейку» «успел уже нарядиться один из разбойников»;

3) беспокоилась о скудости приданого, составленного ею для дочери: «частый гребень, да веник, да алтын денег». (Василиса Егоровна.)

• Эта героиня:

1) впервые появилась перед читателем «в белом утреннем платье, ночном чепце и в душегрейке»;

2) уделяла немало внимания туалетам и, как свидетельствуют историки, имела в своем гардеробе несколько сот платьев;

3) предстала на страницах пушкинского романа в полном соответствии с образом, созданным художником В. Боровиковским на портрете. (Екатерина II.)

• Этот герой:

1) во время воинского учения одет совсем не по-командирски, не по-военному: «в колпаке и в китайчатом халате»;

2) настаивал на том, чтобы в чрезвычайных обстоятельствах дочь сменила стиль одежды с «дворянского» на «крестьянский»;

3) принял смерть мужественно, не посрамив чести мундира, который носил всю жизнь. (Капитан Миронов.)

III. Блицтурнир «Государев кум со своею хозяюшкою».

Ведущий. «Государев кум со своею хозяюшкою» - так в одном из эпизодов романа именуют главного героя и его невесту. Петр Гринёв и Маша Миронова будут в центре нашего внимания в продолжение этого конкурса.

Условия игры. Участникам необходимо заполнить анкеты. В работе участвует весь коллектив команды. Выполнение задания оценивается следующим образом: 30 - 40 % - 1 балл; 50- 70 % - 2 балла; 80-100 % - 3 балла. Вопросы, на которые игроки одной команды не смогли правильно ответить, в устной форме переадресовываются команде соперников.

Задание команде 1.

Петр Гринёв

1. Фамилия, имя, отчество отца героя. (Андрей Петрович Гринёв.)

2. Фамилия, имя, отчество матери героя. (Авдотья Васильевна Ю.)

3. Возраст освоения грамоты Петрушей. («На двенадцатом году».)

4. Полк, куда был зачислен Петр Гринёв на службу до рождения. (Семеновский.)

5. Воинское звание, присвоенное ему в Белогорской крепости. (Прапорщик.)

6. Русский поэт XVIII века, который «очень похвалял» стихи Гринёва. (А. П. Сумароков.)

Задание команде 2.

Маша Миронова

1. Фамилия, имя, отчество отца героини. (Иван Кузьмич Миронов.)

2. Имя, отчество матери Маши. (Василиса Егоровна.)

3. Цвет волос героини. (Светло-русый.)

4. Особа, взявшая на себя обязательство «устроить состояние» бедной сироты. (Екатерина II.)

5. Место встречи героини с императрицей Екатериной. (Царское Село.)

6. Губерния, где «благоденствует потомство» Петра Гринёва и Маши Мироновой. (Симбирская.)

IV. Конкурсное задание «Persona grata».

Ведущий. Выражение «persona grata» в переводе с латинского означает «желанная персона». Сегодня в центре нашего внимания главные герои произведения.

Условия игры. Для участия в конкурсе ведущий приглашает двух игроков - по одному от каждой команды - и задает им вопросы, касающиеся главных героев повести. Игроки должны дать обстоятельные ответы на эти вопросы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Вопросы представителю команды 1.

Петр Гринёв

1. Во время бурана Гринёв заблудился в степи. По глубоким сугробам кибитка двигалась медленно, и герой задремал. «Мне приснился сон, которого не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое...» - признавался герой позднее. В чем заключалось пророческое содержание сна? («Мне казалось, буран еще свирепствовал, и мы еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барской двор нашей усадьбы. <...> С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. “Тише, - говорит она мне, - отец болен при смерти и желает с тобою проститься”. - Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. <...> Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает полог и говорит: “Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его”. Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж? Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: “Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?” - “Все равно, Петруша, - отвечала мне матушка, - это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит. Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: “Не бойсь, подойди под мое благословение... ” Ужас и недоумение овладели мною... И в эту минуту я проснулся...» Этот сон предвосхищает дальнейшие события.)

2. Какое напутствие получил Петр от отца, когда отправлялся на службу? («Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».)

3. По дороге из Бердской слободы в Белогорскую крепость Пугачев рассказал аллегорическую сказку об орле и вороне. «Какова калмыцкая сказка?» - спросил он Гринёва. Как Петр понял смысл сказки? («— Затейлива. Но жить убийством и грабежом значит по мне клевать мертвечину».)

Вопросы представителю команды 2.

Емельян Пугачев

1. Один из казаков рассказывал: «...по всему видно, что персона знатная: за обедом скушать изволил двух жареных поросят, а парится так жарко, что Тарас Курочкин не вытерпел... в бане, слышно, показывал свои царские знаки на грудях...» О каких «царских знаках» рассказывал герой? («...На одной двуглавый орел, величиною с пятак, а на другой персона его».)

2. Во время бурана Пугачев помог Гринёву и его слуге добраться до постоялого двора. «Сметливость его и тонкость чутья меня изумили», - отмечал впоследствии Гринёв в своих записках. В чем проявилась эта «тонкость чутья»? («В самом деле, - сказал я, - почему думаешь ты, что жило недалече?» - «А потому, что ветер оттоле потянул... и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко».)

3. Пугачев спросил Гринёва: «Как ты думаешь, прусский король мог ли бы со мною потягаться?» - и получил корректный ответ: «Сам как ты думаешь? управился ли бы ты с Фридериком?» Что ответил собеседнику Емельян Пугачев? («С Федором Федоровичем? А как же нет? С вашими генералами ведь я же управляюсь, а они его бивали».)

V. Конкурс «Живые картины».

Ведущий. «Живые картины» - так в XVIII и XIX веках называли театрализованные представления. Вам тоже предстоит сегодня участвовать в подобных представлениях. Я предлагаю вам «озвучить» полотна известных художников.

Задание команде 1.

Осуществите «озвучение» картины С. Герасимова «В Берд- ской слободе», подготовив выразительное чтение соответствующего по сюжету эпизода.

Задание команде 2.

Осуществите «озвучение» картины И. Миодушевского «Вручение письма Екатерине II», подготовив выразительное чтение соответствующего по сюжету эпизода.

Качество выполнения задания оценивается по пятибалльной шкале.

VI. Конкурс «Наш вернисаж».

Ведущий. Я предлагаю вашему вниманию две картины известных мастеров живописи. Эти полотна не являются иллюстрациями к «Капитанской дочке» Пушкина, но, безусловно, созданы под впечатлением от этого произведения.

Задание представителям команд.

Внимательно рассмотрите репродукции картин В. Перова и А. Пластова «Суд Пугачева». Дайте развернутые ответы на вопросы:

1. Как один и тот же эпизод интерпретирован разными художниками?

2. Какая картина произвела на вас наибольшее впечатление и почему?

На подготовку отводится 5-6 минут, после чего ведущий по очереди предоставляет слово игрокам. Качественный уровень выступлений оценивается по пятибалльной системе.

VII. Конкурсное задание «Суд да дело».

Ведущий. Как известно, Гринёв был арестован, обвинен в государственной измене и предстал перед Следственной комиссией. Разбирательство носило чрезвычайно суровый характер. Наш конкурс пройдет в форме символического судебного процесса. На воображаемом заседании суда выступят две стороны: обвинение и защита. Чьи доводы окажутся более весомыми? Осужден или оправдан будет поручик Гринёв? Это покажет ход конкурса.

Я приглашаю по одному представителю от каждой команды. Кому из них достанутся прокурорские функции, а кто исполнит роль защитника, определяет жеребьевка. Выступления игроков будут оцениваться по трехбалльной системе.

Другой вариант задания:

- Представьте, что вы оказались участниками дискуссии, в которой обсуждается вопрос о том, можно ли считать поручика Петра Гринёва изменником. Подготовьте аргументацию, присоединившись к стороне защиты или обвинения.

VIII. Конкурс «Мысль изреченная...».

Ведущий. Речь персонажей романа выразительна, ярка, неповторима. Героям произведения принадлежит немало метких, афористичных высказываний. В ходе конкурса вам предстоит поработать с некоторыми из афоризмов.

Условия игры. Ведущий вручает соревнующимся карточки с записью цитат. В течение одной-двух минут ребята восстанавливают опущенную часть высказывания, а также вспоминают, кто из героев и в какой ситуации произносит эти слова. Правильный ответ приносит игрокам 1 балл.

Задание игрокам команды 1.

1. «Береги платье снову, а...». («... Честь смолоду».)

2. «Худой [?] лучше доброй ссоры». (Мир.)

(Первый афоризм - известная русская пословица. Этими словами Гринёв-старший напутствовал перед отъездом Гринёва-младшего на военную службу в Белогорскую крепость. Вторая фраза - тоже пословица - принадлежала Ивану Игнатьичу и была произнесена с намерением примирить Гринёва и Швабрина.)

Задание игрокам команды 2.

1. «Будет дождик - будут и [?], а будут... - будет и кузов». (Грибки.)

2. «Лучше раз напиться живой кровью, чем всю жизнь...» («...Питаться падалью».)

(Оба высказывания принадлежат Пугачеву. Первое он обронил в иносказательном разговоре с хозяином постоялого двора; второе резюмирует сказку об орле и вороне, здесь выражено жизненное кредо героя.)

IX. Конкурсное задание «Народная песня».

Ведущий. Народной песне отведена значительная роль в романе. Народно-поэтическая стихия очень органично вплетается в художественную ткань произведения. В ходе конкурса игроки должны выполнить ряд заданий, связанных с русской песней.

Условия игры. На слайдах презентации или плакате даны названия глав произведения. Представители команд получают карточки, содержащие отрывки из народных песен. Задача игроков - определить, к каким главам Пушкин поставил в качестве эпиграфа эти песенные строки. Желательно, чтобы учащиеся прокомментировали свой выбор, вспомнив содержание глав и указав, к каким персонажам романа эпиграфы имеют отношение. Максимальное количество баллов, которое можно заработать, - 4 балла.

Задание игрокам команды 1.

Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашел.

Что не добрый ли да меня конь завез,

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

(Гпава I «Вожатый», Петр Гринёв.)

 

Голова моя, головушка,

Голова послужилая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости...

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладинку кленовую,

Еще петельку шелковую.

(Глава VII «Приступ», Иван Миронов.)

 

Задание игрокам команды 2.

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то ее некому,

Благословить-то ее некому.

(Глава XII «Сирота», Маша Миронова.)

 

Мы в фортеции живем,

Хлеб едим и воду пьем;

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

(Глава III «Крепость», жители Белогорской крепости.)

Дополнительное задание.

Вопросы команде 1.

1. Какую песню распевали «разбойники» на «военном совете»? («Не шуми, маши, зеленая дубровушка...»)

2. Какое впечатление произвела эта песня на главного героя романа? («Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, — все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом».)

Вопросы команде 2.

1. Какую из этих песен Пугачев назвал своей любимой? («Не шуми, мати, зеленая дубровушка...»)

2. В каком еще пушкинском произведении герои поют эту же самую песню? Вспомните соответствующий эпизод. (В романе «Дубровский» в разбойничьем лагере эту песню горланит караульщик.)

X. Кроссворд «Всякая всячина».

Ведущий. В каждом произведении много интересных и значимых «мелочей». Они-то и будут центром нашего внимания при выполнении следующего задания.

Условия игры. Школьникам предлагается разгадать кроссворд. Команды получают листы с одинаковым заданием, на выполнение которого отводится 3-5 минут. Затем соревнующиеся стороны сдают листы ведущему, который осуществляет судейство в зависимости от того, сколько строк удалось заполнить командам в течение отведенного времени. За каждую заполненную строку целесообразно присуждать 1 балл. Можно выполнять задание по-другому - коллективно, поочередно предоставляя командам право заполнить строки кроссворда.

По горизонтали:

1. Предмет, бережно хранимый матерью Гринёва с момента крещения сына.

2. Учебное пособие, из которого юный Петр изготовил бумажного змея во время «урока».

3. Подарок, сделав который, по словам Швабрина, можно было с легкостью добиться благосклонности Маши.

4. Город, куда Гринёв был отправлен после ареста, дабы предстать перед Следственной комиссией.

5. Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы.

6. Алкогольный напиток, впервые попробованный Гринёвым по настоянию Зурина.

7. Фамилия одного из сподвижников Емельяна Пугачева.

8. Оружие, которым герой был ранен на дуэли.

По вертикали: название города, безуспешно осаждаемого пугачевцами.

(Ответы. По горизонтали: 1. Сорочка. 2. Карта. 3. Серьги. 4. Казань. 5. Симбирск. 6. Пунш. 7. Белобородов. 8. Шпага. По вертикали: Оренбург.)

По окончании состязаний жюри подводит итоги, награждает победителей.

XI. Заключительное слово.

Ведущий. «В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, комендантша, поручик, сама крепость с единственною пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все - не только самая правда, но еще как бы лучше ее», - писал о «Капитанской дочке» Н. В. Гоголь в одной из статей. С такой оценкой нельзя не согласиться. И сегодня мы смогли в этом убедиться.

Похожие статьи:

Викторина по сказкам Андерсена с ответами, 5 класс

Литературная игра по книге «Алиса в Стране чудес» с ответами

Викторины по литературе с ответами, 10 класс

Литературная викторина по сказкам Пушкина с ответами, 5 класс

Литературная игра для 7 класса с ответами

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!