Классный час «Рождество Христово», 3 класс

Беседа для учащихся 3-4 класс «Рождество в деревне»

Цели: познакомить детей с древними традициями празднования Рождества, историей возникновения обрядов и традиций; установить связь времен: прошлого и настоящего.

Подготовка к классному часу: чтецам раздать слова для заучивания; подготовить русские народные костюмы.

Ход урока

I. Вводная часть.

Ведущий. До X века славяне были язычниками. Они веровали во множество богов, в каждом племени был свой верховный бог, которому подчинялись другие. Верили славяне и в разных духов - в водяного, лешего, берегиню, домового. Обращались славяне к своим богам и духам при помощи магических обрядов, которые следовали один за другим в течение всего года. Некоторые из них народная память сохранила до сих пор.

- Какой обряд в праздновании Рождества дошел до нашего времени? (Колядование.)

- Что вам известно о колядовании? Колядовали ли вы сами? Какие колядки вы знаете?

(Дети рассказывают.)

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!

С Рождеством Христовым!

Позволь-ка, хозяин, под окошком встать,

Коляду покликать!

* * *

Славите, славите! Сами, люди, знаете:

Я славить не умею, просить многого не смею.

Открывайте сундучок, доставайте пятачок.

Мне, Сереже, на чаек!

* * *

Я - маленький мальчик,

Сел на стульчик,

В трубочку играю,

Всех поздравляю.

Хозяин с хозяюшкой,

Поздравляю вас с праздником,

С Христовым Рождеством!

Подайте пятачок отцу на табачок,

Матери - на кофе, сестре - на картофель.

II. Рассказ с элементами беседы.

Ведущий. В колядовании тесно переплелись языческие и христианские традиции. Прежде Коляда символизировал поклонение Солнцу, теплу, дарующим плодородие и веселье, в колядках (песнях) воспевались солнце, гроза, месяц, звучали пожелания обильного урожая, счастливого брака и т. д. Постепенно Коляды слились с Рождеством, наступающим как раз в то время, когда солнце поворачивает к весне. Под влиянием церкви, которая долго не признавала Коляду, из Колядок почти вытеснились языческие символы и стали преобладать христианские. Отголоски языческих традиций в колядовании слышны в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Чтец. «Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяин или хозяйка, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за Бога, и что будто от того и пошли колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж, если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про рождество Христово, а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому».

- Когда принято колядовать? (6 января.)

- С чем это связано?

Ведущий. Да, 6 января - Рождественский сочельник канун Рождества (Коляда). Сочельник, или сочевник, получил название от слова «сочиво». Это обрядовое кушанье, обязательное для этого вечера. Готовится он из сока миндального, макового с медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, чечевицы, позднее - риса. На второй день Рождества готовили бабину кашу, или бабкину кутью. Такую кашу в древности обычно приносили в числе даров в дом, где появился новорожденный. В отличие от рождественской постной кутьи бабкину кашу готовили «богатой».

В Рождественский сочельник церковь предписывала строгий пост до вечернего богослужения, до первой звезды. Православные люди, соблюдая пост перед праздником, готовят себя к важному и торжественному событию. Человек ограничивает себя в еде, но отказ от определенных видов пищи связан не только с телесным началом. Ограничивая телесное, мы как бы расширяем в себе духовную сторону нашего существа. Во время поста считается особо тяжким грехом раздражение, гнев и неприязнь к кому-либо. Пост - ступенька к совершенству.

- Почему церковь предписывала соблюдать пост до первой звезды? С каким событием это связано? (Высказывания детей.)

В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву, старшие рассказывали детям о рождении Младенца-Христа, о волхвах, дары приносящих. Так воспитывалось в ребенке уважение к обычаям и традициям.

- Как вы думаете, почему считалось большим грехом и оскорблением непринятие христославов, отказ в одаривании пришедших? С каким событием связан обряд одаривания?

- Постарайтесь ответить, почему в деревенский дом приводили животных? (Высказывания детей.)

Учитель (дополняет). В некоторых областях России сохранился обычай зажигать костры накануне Рождества. Это связано и с Колядой, и с евангельскими пастухами, гревшимися у костров в рождественскую ночь. А поутру пастухи, обходя дворы и дома, «обсеивали» овсом избы, поздравляли с праздником хозяев, приговаривая: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке ребяток». Эти пожелания объясняются тем, что в крестьянских усадьбах именно к этому времени появлялся приплод ягнят, телят.

В северных областях и средней полосе России, где зимы были особенно суровы, крестьяне, стремясь сохранить молодой приплод, размещали его в жилых домах, выхаживали, выкармливали и, таким образом, как бы само собою устраивался вертеп. Вошло в обыкновение в рождественских приветствиях желать доброго приплода, богатых урожаев, зажиточного бытия.

Нередко христославы выкрикивали «корилки» - угрожающие колядки, запугивая хозяев дома. Для чего это делалось? Какие колядки вы знаете с элементами запугивания?

Дети читают:

Коляда! Коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег с полтину!

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Или индюшку,

Или сена клок,

А не то вилы в бок.

 

Коляда, коляда, подай пирога!

Подай, не ломай, а по целому давай.

Кто даст пирога - тому скот, живота,

Кто не даст пирога - уведем корову за рога.

Кто не даст пирога —

Тому куричья нога,

Гроб да лопата,

Корова горбата!

(Высказывания детей.)

И, конечно, после щедрого угощения колядовщики благодарили хозяев, желали им счастья, благополучия, достатка, здоровья.

Дети читают:

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле - копнами,

На столе - пирогами.

Чтобы здоровы были,

Чтобы долго жили!

 

Дай вам, Господи, всего-то всего:

Одна-то бы корова

По ведру доила,

Одна-то бы кобыла

По два воза возила.

Спасибо этому дому,

Пойдем к другому.

III. Заключительная часть.

Ведущий. В деревне сохраняются обычаи, предания и приметы праздника - старые, старинные, а иногда и древние. Кажется, сама земля, на которой стоит село, бережет все то, что накопила народная мудрость. А корни есть не только у дерева. Наши обряды и обычаи - это источник знаний о том, как в древности люди воспринимали мир. И, наконец, мы сами, часто не отдавая себе в этом отчета, являемся носителями древних представлений о мире. Почему существует традиция водить хороводы вокруг елки, надевать костюмы, маски, таким образом превращаясь из обычных людей в волшебных, то темных зверей - лисичек, зайцев, котов и т. д. Все это пронизано следами древнейшего происхождения, хотя и воспринимается нами как вполне современный праздник.

Похожие статьи:

Сценарий «Рождественские посиделки» для школьников, 5-7 класс

Сценарий «Рождество Христово» для детей начальной школы

Сценарий мероприятия на Рождество для детей в школе

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Коляда

Мероприятие на тему «Рождество Христово», 5 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!