Палочки «Кюизенера» в работе с дошкольниками

Цветные палочки «Кюизенера» для детей 3-7 лет

Комплект цветных счетных палочек изготовлен по аналогии с венгерским вариантом учебного пособия, известного под названием «Кюизенер».

Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к пониманию отношений больше — меньше, больше — меньше на... Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости. Поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из...», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Также важно, чтобы дети усвоили взаимосвязь между цветом палочки и числом, ей соответствующим. Белые — 1, розовые — 2, голубые — 3, красные — 4, желтые — 5, фиолетовые — 6, черные — 7, бордовые — 8, синие — 9, оранжевые - 10.

Сказка про палочки

Жили-были разноцветные палочки. Их было много, а жили они в небольшой коробке. Тесно палочкам в коробке, играть — так и вовсе неудобно.

И вот однажды, когда все палочки были высыпаны из коробки, самые маленькие белые палочки — «единички» - предложили: «Давайте построим разноцветные домики, в которых будем жить семьями». И тут же построили белый домик для семейки белых «единичек». Всем остальным палочкам это очень понравилось. Черные палочки - «семерки» тоже построили себе домик, рядом с белым. «А мы живем в черном домике», — радостно сообщили они.

Розовые «двоечки» пригласили очень похожих на них сестричек — красных «четверок» и бордовых «восьмерок» строить общий красный дом. И выстроили его в ряд с белым и черным. Рядом с ними голубые «троечки», фиолетовые «шестерки» и синие «девятки» также совместно построили общий синий дом. Желтые «пятерочки», вместе со своими сестричками — оранжевыми «десятками» — тоже оказались в одном домике. Получилась очень красивая разноцветная улица, где все домики яркие, удобные, уютные. Все палочки праздновали новоселье, приглашали друг друга в гости и вместе придумывали разные интересные игры.

Однажды в гостях у палочек красного дома фиолетовые «шестерки» и оранжевые «десятки» заметили свое сходство с хозяевами дома и к общей радости выяснили, что все они приходятся друг другу сестричками.

Вот и сказочке конец. А с палочками можешь подружиться и ты, надо только играть с ними, выкладывать разные фигуры, красивые картинки. И произойдет чудо, и ты станешь Волшебником.

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью»; 3, 6, 9 — «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10.

Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Каждая палочка — это число, выраженное цветом и величиной.

Способы и возможности использования

1. Освоение комплекта.

Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружение из них построек. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру.

2. Построение лестницы.

Дети строят лестницы разных размеров, что сопровождается рассматриванием палочек и изучением их особенностей. Так дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине.

3. Освоение отношений по длине, высоте, массе, объему.

Используются различные игровые задачи: «Я спрятала палочку длиннее (легче, больше) желтой. Найдите ее!» Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. «Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной». Игра-викторина: прячут одну палочку, надо угадать какую. При этом можно задать несколько вопросов о палочках, но нельзя спрашивать о цвете. На вопросы даются ответы «да» или «нет».

4. Составление ковриков.

Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии «столько же».

«Я возьму длинную палочку, а ты найди две другие, короче, чтобы, составленные вместе, они были равны по длине моей палочке». Продолжайте составлять ковер из нескольких палочек. Варианты разной сложности:

1. Ковер делается из любых палочек без всяких условий.

2. Ковер делается из как можно большего числа полос.

3. Ковер делается из полос разного цвета (те же палочки можно уложить в разной последовательности).

4. Ковер составляется из палочек определенного цвета (например: надо взять только красную, зеленую и желтую) или только из определенного их количества (только две, три и так далее).

5. К ковру надо сделать бахрому из белых палочек.

6. То, что выложено из палочек, «записывается» с помощью карточек с цифрами и знаками.

5. Составление узоров.

— Составь поезд из коричневого и желтого вагонов. Замени коричневый вагон красными так, чтобы длина поезда не изменилась.

— Поезд состоит из голубого и вишневого вагонов. Замени голубой вагон зелеными, а вишневый — коричневыми вагонами. Длина поезда должна сохраниться.

6. Развитие у детей количественных представлений.

Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: «Покажи палочку 3 — какого она цвета?» «Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?»

— Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число «один».

— Возьми самую короткую палочку. Придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины; какую имеют две палочки, сложенные вместе. Красная палочка — это число «два», потому что она имеет ту же длину, что и две белые.

— Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны голубой. Голубая палочка — это число «три» (по аналогии вводятся все остальные числа до 10).

Назови число — найди палочку

Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая — один, розовая — два, голубая — три, красная — четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем вразбивку.

Найди пару

Варианты:

1. К цветной палочке надо подобрать числовую фигуру (число изображено на карточке в виде кружков линейно, а затем в форме геометрической фигуры: квадрата, треугольника, круга).

2. К цветной палочке подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).

В 3-4 года детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено. Воспитатель предлагает найти палочку 1, уточняет, какого она цвета, предлагает положить перед собой, затем палочку 2 и положить ее под белую палочку так, чтобы получилась ступенька.

— А теперь найдите 3, какого цвета палочка 3? Положите голубую палочку 3 под розовую. Давайте посчитаем, сколько же ступенек получилось? Поставьте пальчик на белую палочку (кубик) и вместе считаем, каждый раз переставляя пальчик.

— Сколько же ступенек в лесенке? (Три.)

— Давайте проверим, не ошиблись ли мы?

Дети снова считают. Порядковый счет осваивается детьми трех-четырех лет одновременно с количественным. Поэтому дальнейший ход рассуждений и действий следующий:

— Которая по счету белая палочка? (Если считать сверху вниз.)

— Первая. А которая по порядку розовая палочка?

— Вторая. А голубая — третья. Давайте теперь вместе посчитаем по порядку сверху вниз.

Поставьте пальчик на верхнюю палочку «один» и считаем: первая, вторая, третья. Пальчик шагает по ступенькам и считает. Давайте еще раз посчитаем.

А теперь посчитаем в обратном порядке: снизу вверх. Поставьте пальчик на нижнюю ступеньку, он будет «шагать» по ступенькам и считать. Считаем: третья, вторая, первая.

Постепенно числовая лесенка увеличивается и соответственно в ходе игровых упражнений детьми осваивается количественный и порядковый счет.

Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают (независимо от возраста), им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Например, нашли палочку, обозначающую число 6, положили перед собой. Дети строят числовую лесенку относительно числа 6 (вверх и вниз). Можно строить лесенку иначе. Например, воспитатель называет число 4, дети находят палочку и кладут ее выше числа 6, оставляя расстояние, так как между палочками, обозначающими число 4 и 6 должна быть еще одна палочка. Далее воспитатель называет, к примеру, 8, 2, 9, 5, 3, 1, 7, 10. Подобное упражнение следует периодически повторять.

Освоив построение числовой лесенки и поупражняясь в количественном и порядковом счете, дети переходят к называнию смежных чисел. Их спрашивают: «Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?». В случае затруднения предлагается задание на сравнение двух чисел, например, 3 и 4, определить, какое из чисел меньше, какое больше, проверить ответ с помощью палочки 1. Ребенок поясняет, что если рядом с голубой палочкой положить белую, то получится четыре.

Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Проверку этого положения удобно осуществлять па-

Развитие навыков счета ломкой 1, переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке. Воспитатель говорит при этом: «К одному прибавить один получается два, к двум прибавить один получится три» и т. д.

7. Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.

Упражнения:

— Найти палочку 3, уточнить цвет и положить на стол. Спросить ребенка, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех «единиц» (белых кубиков). Найти еще одну голубую палочку. Составить число три из двух меньших чисел.

— Подумай и скажи, меньше трех на один какое будет число? (Если ребенок затрудняется в ответе, показать три пальца, спрятать один из них).

— Три без одного? Сколько останется?

— Найди палочку 2, какого она цвета? (Розовая).

— Положи ее под голубую палочку. Посмотри и скажи, сколько палочек не хватает, чтобы получилось число 3? (Одной палочки, числа «один»). Найди в коробке палочку 1 и положи ее к розовой палочке 2. К двум прибавили один и получилось три.

— А если возьмем палочку 1, положим ее под этими палочками, то какую палочку надо взять, чтобы снова получить число 3? (Палочку розового цвета). К одному прибавить два получается три.

— Как мы составили число три? (Из двух и одного, из одного и двух).

Подобные упражнения проводятся несколько раз, после чего начинается изучение состава следующего числа.

Освоение состава чисел сопровождается упражнениями в вычитании. Например, составили число 5: 4 и 1, 1 и 4, 3 и 2, 2 и 3. Предлагается от пяти отнять один (отодвинуть палочку), определить, сколько останется.

— Возьми любую палочку из набора. Найди две другие, которые, будучи составленными вместе, по длине окажутся равными первой палочке. Расскажи, что ты сделал (а). Рядом с палочками поставь карточки с цифрами (или числовыми фигурами) и знаками (+, =).

— Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал(а). «Запиши» это с помощью карточек с цифрами и знаками (-, =).

Все последующие упражнения, когда это возможно, могут включать «запись» действий с помощью карточек с цифрами и знаками, но могут выполняться и без этого.

8. Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел).

— Возьми палочку 3, раздели ее на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (Три палочки). — Покажи 1/3 часть, 2/3 части; 3/3 части чему равно? (Трем или одному целому.) Если снова под палочку 3 положить 3 белых палочки, то получим опять число три.

— Чему же равно 3/3 части?

— А что больше: 1/3 часть или 2/3 части?

После соответствующего практического действия сравнивается 1/3 часть с 3/3. Каждый раз проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой.

Упражнения проводятся на всех числах, части целого дети показывают или кладут их на ладонь руки.

9. Умножение при помощи палочек осваивается детьми 6-7 лет.

Методика: взять палочку 1 только один раз и положить перед собой на столе.

— Если мы палочку 1 взяли только один раз, сколько же получилось?

— А если взять не один раз, а два раза, один и еще один, так сколько же получится, если один взять два раза? (Два). Какой палочкой проверим ответ? (Розовой).

— Возьмите 1 три раза. Сколько получилось? Проверьте ответ.

Затем дети осваивают правила умножения числа два, замечают, что по мере увеличения числа, на которое умножается число два, увеличивается ответ тоже на два.

Ответ в случае перехода через десяток дети составляют из имеющихся в наличии палочек. Для освоения действия деления можно предложить детям игру. Взять палочку 8 и разделить ее так, чтобы у каждого получилось по два; по четыре. Играют трое детей и делят палочку 9, чтобы каждый получил по три.

Похожие статьи:

Как обучать ребёнка математике

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!