Внеклассное занятие по литературному чтению, 3 класс

Внеклассное занятие по литературе для младших школьников 3 класса «Поэтическая карусель»

Цель: ввести учащихся в мир детской поэзии, познакомить с отличительными признаками стихотворного текста, разнообразием рифм; развивать внимание, память, мышление, воображение; формировать умение подбирать рифмующиеся слова, досочинять стихотворение, следуя заданной теме.

Учитель. Стихи прочно вошли в нашу жизнь. Вы, может быть, даже удивитесь, как много стихотворных строчек знаете наизусть. Проверим? Продолжите стихотворение.

➢ У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том... (А. Пушкин)

 

➢ Зима недаром злится,

Прошла ее пора... (Ф. Тютчев)

 

➢ Кто ходит в гости по утрам,

Тот поступает мудро... (Б. Заходер)

 

➢ Белая береза

Под моим окном... (С. Есенин)

 

➢ Травка зеленеет,

Солнышко блестит... (А. Плещеев)

 

➢ Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам.... (И. Никитин)

 

➢ Ищут пожарные,

Ищет милиция... (С. Маршак)

 

➢ Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела... (И. Крылов)

 

➢ Жил старик со своею старухой

У самого синего моря... (А. Пушкин)

 

➢ На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал... (С. Михалков)

 

➢ Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет... (И. Крылов)

 

➢ Синенькая юбочка,

Ленточка в косе... (А. Барто)

 

➢ Если были бы у елочки Ножки... (К Чуковский)

Учитель. А теперь посмотрим, хорошо ли вы знаете имена, отчества и фамилии поэтов. Поиграем. Я буду называть имя, отчество и фамилию какого-либо поэта. Если я, как вам кажется, ничего не напутала, то похлопайте в ладоши. Если же вы заметите какую-то ошибку, то — потопайте ногами, а затем скажите фразу правильно. Начнем?

➢ Александр Сергеевич... Пушкин. (Хлопаем)

➢ Агния Львовна... Благинина. (Топаем. Барто.)

➢ Иван Андреевич... Крылов. (Хлопаем)

➢ Корней Иванович... Заходер. (Топаем. Чуковский.)

➢ Сергей Владимирович... Михалков. (Хлопаем)

➢ Николай Алексеевич Некрасов. (Хлопаем)

➢ Самуил Яковлевич... Берестов. (Топаем. Маршак.)

➢ Владимир Владимирович... Маяковский. (Хлопаем)

➢ Михаил Юрьевич... Лермонтов. (Хлопаем)

➢ Григорий Бенционович... Остер. (Хлопаем)

➢ Афанасий Афанасьевич... Фет. (Хлопаем)

➢ Сергей Александрович... Есенин. (Хлопаем).

Учитель. Одним из отличительных признаков стихотворения в прозе является рифма.

Рифма — это созвучие слов в окончании стихотворных строк. Она придает стихотворению красивое звучание, подчеркивает музыкальность стиха, его ритм.

Давайте потренируемся в подборе рифмующихся слов. Я называю слово, а вы — рифмующиеся с ним слова. Например, кошка — дорожка, ножка, ложка, мошка.

Стакан — ... (карман, роман, аркан.)

Мир — ... (командир, бригадир, кумир.)

Весна — ... (красна, ясна, она, полна.)

Болтала — ... (летала, читала, устала.)

Хромой — ... (головой, деловой.)

Учитель. А теперь попробуйте по рифмующимся словам узнать известные вам с раннего детства стихи.

➢ Плачет — мячик, не плачь — мяч.

➢ Душистое — пушистое, порошок — гребешок.

➢ Медведи — велосипеде, кот — наперед.

➢ Пошел — хорошо, кроха — плохо.

Учитель. Рифмы бывают разные. Чаще других встречаются следующие. (Запись на доске.)

Парные, связывающие две стихотворные строки, стоящие рядом.

По земле из края в край                А

Ходит мальчик Помогай.               А

Где народ сажает сад,                   В

Там и он сажает ряд.                     В

П. Воронько

Перекрестные, связывающие первую-третью и вторую-четвертую строки.

Нет ни речки, ни пруда —            А

Где воды напиться?                     В

Очень вкусная вода                      А

В ямке от копытца!..                      В

А. Шибаев

Опоясывающие, связывающие первую — четвертую и вторую — третью строки.

Возвращались домой старики                  А

И совсем молодые отцы —                       В

Москвичи, ленинградцы, донцы...             В

Возвращались сибиряки.                           А

Л. Мартынов

Учитель. А теперь попробуйте на слух определить название рифмы.

➢ Зима, зима! Мороз трещит;

Луна в кольце на тверди синей;

Звездится снег; лазурный иней

На черных деревах блестит. (А. Майков. Рифма опоясывающая.)

 

➢ Когда шагают лугом

Утята друг за другом,

То первый — впереди,

Последний — позади. (Франц. нар. песенка. Рифма парная.)

 

➢ Катю, Лену, Гришку, Тишку

Сразу в гости приглашу.

И сестренку и братишку

Я у мамы попрошу. (И. Токмакова. Рифма перекрестная.)

 

➢ Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась. (Ф. Тютчев. Рифма опоясывающая.)

 

➢ Кто-то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота. (И. Токмакова. Рифма парная.)

Учитель. Стихи — это не только рифмованные строчки. Признаком любого стихотворения является также тема.

Тема — это то, о чем говорится в стихотворении. Каждый поэт хочет, чтобы все, кто будет читать или слушать его стихотворение, поняли то основное, ради чего он сочинил свое произведение. Это основное, что хотел сказать нам автор, так и называется — основная мысль.

Незнайка сочинил такие строки. Как вы думаете, получилось ли у него стихотворение?

➢ Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

 

➢ Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

 

➢ Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

Учитель. Послушайте, как Мурзилка и Петя сочиняли стихи и что у них получилось.

«— Как хорошо быть поэтом! — подумали мы однажды с Петей Синичкиным.

— Сочинять стихи очень просто, — говорит Петя.

— О чем же нам писать?

— Что увидим, о том и сочиним! — И мы пошли на улицу сочинять стихи.

— Пес промчался через двор, — сочинил Петя первую строчку.

— Кот забрался на забор, — добавил я вторую.

— Птички весело поют, — говорит Петя.

— Тучки белые плывут, — отвечаю я.

— Вышел дед из магазина.

— У него в руке корзина.

— А в корзине той варенье.

— Вот и все стихотворенье!

— Ну, теперь мы настоящие поэты! Скорее к художнику. Пусть он сделает рисунки к нашему стихотворению.

— Что, кажется, у нас получилось, — подумали мы и решили записаться в школьный литературный кружок.»

Учитель. А как вы думаете, получилось ли у Мурзилки и Пети стихотворение? Что они не обдумали?

Учтем ошибки предыдущих авторов и постараемся не допустить таких же в следующем задании, которое называется «Я начну, а ты продолжи». Допишите две или более стихотворные строчки, следуя данной теме:

➢ Дайте мне кусок щекотки,

Дайте смеха две щепотки... (Б. Заходер)

 

➢ Куда, заинька, бежишь?

Куда, серенький, спешишь?.. (Русская народная песенка.)

 

➢ Петушки распетушились,

Но подраться не решились... (В. Берестов)

 

➢ Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар... (Русская народная песенка.)

 

➢ Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста... (С. Маршак)

Учитель. На этом занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».

Похожие статьи:

Конспект литературного часа для 3-4 класса «Робинзон Крузо»

Конспект внеклассного мероприятия по музыке в 3 классе

Внеклассное занятие на тему ЗОЖ для учащихся 3-4 класса

Считалки и песенки на французском языке для 2-3 классов

Внеклассное занятие для младших школьников 3-4 класс «Кладези народной мудрости»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!