Урок литературного чтения в 1 классе. Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Л. Пантелеев «Две лягушки»

Конспект урока литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»

Цели: познакомить с произведением Л. Пантелеева «Две лягушки», русской народной сказкой «Лиса, заяц и петух»; обучать правильному, выразительному чтению, чтению целыми словами; развивать творческие способности, речь, память, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.

Оборудование: портрет и книги Л. Пантелеева, сборники русских народных сказок, текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Двоюродные

Между утками и курами

Ходит-хвастается кот:

— Вот придет мой тигр двоюродный,

Он вам перья оборвет!

Отвечают утки с курами:

— Страус есть у нас

двоюродный!

И тебя, ко-ко-кота,

Он оставит без хвоста!

И. Гамазкова

— Как вы поняли смысл стихотворения?

— Знаете ли вы, кто такие двоюродные?

Двоюродный — находящийся в непрямом родстве: двоюродный брат, двоюродная сестра (сын, дочь, дядя или тетка).

— Прочитайте стихотворение с восторгом, растерянно.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Вы только что читали стихотворение. Какие животные упоминаются в стихотворении «Двоюродные»?

— На какие группы их можно разделить? (На домашних и диких.)

— Каких еще домашних животных вы знаете?

Сегодня мы прочитаем сказку, героями которой являются животные.

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте название сказки в учебнике на с. 66. («Лиса, заяц и петух».)

— Рассмотрите иллюстрации к ней на с. 66—69. Кто из вас знает эту сказку?

(Чтение сказки и работа по вопросам и заданиям после чтения.)

— Назовите главных героев сказки.

— Как вы думаете, почему они не все перечислены в заглавии сказки?

— Как бы вы озаглавили ее?

— Как начинается сказка? Прочитайте. (Жили-были.)

— Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.

— Какие зачины вы еще знаете? (В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были... Давным-давно...)

— Как заканчивается сказка? Можно ли сказать, что справедливость восторжествовала?

V. Физкультминутка

Жук

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на цветке качаюсь,

(Раскачиваются вправо, влево.)

Низко-низко наклоняюсь».

(Наклоняются.)

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках —

Пусть лежит в кармашке.

(Похлопывают себя по карманам.)

Ой, упал, упал мой жук,

(Наклоняются.)

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

(Машут руками.)

VI. Продолжение работы по теме урока

— Сегодня мы прочитаем еще одно произведение. Оно называется «Две лягушки». Откройте учебник на с. 70. Кто его автор?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Л. Пантелеева.)

Материал для учителя

Леонид Пантелеев (1908—1987) — русский писатель. Настоящее имя писателя — Алексей Иванович Еремеев. Родился в семье драгунского офицера, происходившего из старообрядческой купеческой семьи.

Четырех лет Алеша начал читать. В 8—9 лет он познакомился сФ.М. Достоевским, Г. Мопассаном, Л. Андреевым. Читал много, запоем. Брат и сестра называли его «книжный шкаф».

Во время Гражданской войны, когда в стране были голод и разруха, мать с тремя детьми переезжала из города в город в поисках работы и хлеба. Об этом рассказывает повесть «Ленька Пантелеев».

После нескольких лет скитаний тринадцатилетний Алексей попал в ШКИДу — школу социально-трудового воспитания — и пробыл в ней около трех лет. О литературе он и не помышлял, а мечтал стать киноактером. Мечта эта была так сильна, что, покинув ШКИДу, он вместе со своим будущим соавтором Г. Белых отправился пешком на юг, в Баку, где жил и работал кинорежиссер И.Н. Перестиани, автор знаменитого фильма «Красные дьяволята». До Баку они так и не дошли.

За время скитаний Пантелеев переменил множество профессий: был сапожником, учеником киномеханика, библиотекарем. Книгу написали они внезапно, шутя и дурачась, вспоминая дни, проведенные в ШКИДе, и с удивлением узнали, что книга будет печататься. (Подробнее см.: Школьный словарик. С. 57.)

— По названию и иллюстрации догадайтесь, о чем это произведение.

— Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Как догадались? (По первым словам «жили-были».)

— Прочитаем сказку.

— Что приключилось с лягушками?

— Как они попали в горшок со сметаной?

— Сравните, как вела себя каждая лягушка.

— Какая из них вам больше понравилась? Почему?

VII. Рефлексия

— Теперь предлагаю вам вспомнить, что вы узнали на уроке.

— Что у вас получалось, а что нет? Подумайте, почему.

VIII. Подведение итогов урока

— Как называются произведения, которые мы читали на уроке?

— Что у них общего, а в чем различия?

— Подведем итог нашей работе. Прочитайте в учебнике на с. 74, что говорит нам профессор Самоваров.

— Что такое народная сказка?

— Как называют животных в сказках? (Их называют героями или персонажами.)

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение (с. 75 учебника).

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Конспект занятия в 1 классе. Абрамцева «Сказка об осеннем ветре»

Конспект занятия, 1 класс. Корней Чуковский «Краденое солнце»

Внеурочное занятие на тему «Буратино», 1 класс

Занятие в 1 классе. Сказка о солнечном зайчике

Занятие в 1 классе. Карлсон

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!