Урок литературного чтения И. Крылов «Стрекоза и Муравей», 2 класс

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России».

Цели: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»; учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Стрекоза и Муравей»; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте текст, определите его жанр. (Это небылица.)

Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

— Прочитайте небылицу с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, весело).

— Прочитайте небылицу быстро.

III. Постановка целей урока

— Догадайтесь, какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним: Нави Волырк. (И. Крылов.)

Псевдоним — вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.

Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Крылова — «Стрекоза и Муравей». Будем учиться читать ее по ролям.

IV. Работа по теме урока

1. Чтение басни

(Басню читает учитель.)

— Каковы ваши впечатления от басни?

2. Словарная работа

— Как надо понимать слова «удручена», «вешних»? Удручена — огорчена.

Вешних — весенних.

— Объясните, как вы понимаете следующие выражения:

• Оглянуться не успела. (Прошло все очень быстро.)

• Как под каждым ей листком / Был готов и стол и дом. (Везде могла найти еду и место для отдыха.)

• И кому же в ум пойдет... (Никто даже не подумает...)

3. Обсуждение басни

— Кто из героев басни вам понравился и почему?

— Справедливо или нет поступил Муравей?

— Почему Стрекоза «злой тоской удручена»?

— Сочувствуете ли вы ей?

— В каких строках басни содержится основная мысль? Как вы ее понимаете?

V. Физкультминутка

Лесная лужайка

Мы клееной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто старательно шагал —

Не споткнулся, не упал.

VI. Закрепление изученного

1. Чтение по ролям

(Вначале — подготовка к чтению.)

— Сколько действующих лиц в этой басне?

— Найдите слова автора, прочитайте их.

— Найдите слова Стрекозы, прочитайте их.

(Учитель обращает внимание на то, что они записаны в кавычках.)

— Найдите слова Муравья, прочитайте.

— Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор?

(Дети читают басню по ролям.)

2. Игра «Соберите пословицы»

— Соберите пословицы (найдите конец каждой из них). Выберите те, которые больше всего подходят к басне.

За большим погонишься —               людей насмешишь.

Кто веселится весной —                    зимой с сумой побежишь.

Поспешишь —                                     потехе час.

Делу время,                                         тот плачет летом.

Лето пролежишь —                             малое потеряешь.

(Ответ. За большим погонишься — малое потеряешь. Кто веселится весной — тот плачет летом. Поспешишь — людей насмешишь. Делу время, потехе час. Лето пролежишь — зимой с сумой побежишь.)

VII. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение (или чтение наизусть) басни «Лебедь, Рак и Щука».

VIII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое басня?

— Какова основная мысль басни «Стрекоза и Муравей»?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение басни (можно выучить).

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения, 2 класс. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России

Урок литературного чтения по ФГОС «Школа России», 2 класс. Барто «Вовка - добрая душа»

Урок литературного чтения по ФГОС «Школа России», 2 класс. Барто «Дело было в январе»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Берестов «Кошкин щенок»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!