Урок литературного чтения. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», 2 класс

Конспекты уроков литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России».

Цели: продолжить работу по «Сказке о рыбаке и рыбке»; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, отличать сказку от других произведений; познакомить учащихся с биографией А.С. Пушкина.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание сказки, называть волшебные события и предметы в сказках.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись сказки; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Сказка от начала начинается,

до конца читается,

в середке не перебивается.

— Научитесь читать пословицу скороговоркой.

— Прочитайте пословицу выразительно. Объясните, как вы ее понимаете.

III. Постановка целей урока

Сегодня мы продолжим работу по сказке А.С. Пушкина. Будем учиться составлять план произведения.

IV. Работа по теме урока

Часть 1

Белены объелась — сошла с ума, обезумела. Пряник печатный - пряник с отпечатанными рисунками, буквами.

— Кем теперь захотела быть старуха? (Вольною царицей.)

— Из каких слов мы видим отношение автора к старухе? (Еще пуще старуха вздурилась.)

— Почему желание старухи испугало старика?

— Что значит «Ни ступить, ни молвить не умеешь!»?

— Выполнила ли рыбка это желание?

— Как изменилась старуха? (Она на старика даже не взглянула и прогнать его велела.)

— Кто такой невежа? (Грубый, невоспитанный человек.)

— Как вы понимаете выражение «Не садися не в свои сани!»? (Человек должен соответствовать месту, которое занимает.)

Часть 2

Быть на посылках — находиться в полном подчинении у кого-нибудь.

— Какое новое желание появилось у старухи?

— Пытался ли старик вразумить, остановить старуху?

— Чем закончилась сказка?

— Как вы понимаете выражение «остаться у разбитого корыта»? (Остаться ни с чем.)

— Понравился ли вам конец сказки?

V. Физкультминутка

Пильщики

Мы пилили доску,

С утра у нас дела.

Стальные зубы остры,

Легко идет пила.

Мы сейчас бревно распилим,

Пилим, пилим, пилим, пилим.

Раз-два, раз-два,

Будут на зиму дрова.

(Дети имитируют движения пильщиков.)

VI. Продолжение работы по теме урока

(Составление плана сказки. Дети читают сказку по частям, озаглавливают их, учатся находить главное в отрывке.)

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— Что у вас получилось?

— Чему вы научились на этом уроке?

VIII. Подведение итогов урока

— Чему учит эта сказка? (Примерный ответ. В сказке А.С. Пушкин обличает людские пороки. Старик вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко она ни вознеслась. Но, как и во всех сказках, зло бывает наказано, так и здесь сказка завершается поучительной картиной превращения старухи из царицы снова в крестьянку. Это ей наказание за жадность и зависть.)

Домашнее задание

Перечитать сказку.

Ход урока №2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Синицы

Зайчик едет на такСИ.

Куда едет, сам спроСИ.

Медведь лежит в густой теНИ,

Его за лапу не тяНИ.

В подарок белочке овЦА

Несет четыре леденЦА.

Хочу спросить я учениц:

Скажите, сколько здесь синиц?

— Прочитайте медленно хором.

— Ответьте на вопрос стихотворения. (Здесь две синицы.) (Чтение с разной интонацией, скороговоркой.)

III. Постановка целей урока

Сегодня на уроке мы будем учиться характеризовать героев, читать выразительно отрывки, которые будете находить, отвечая на вопросы. Также вы узнаете об авторе сказки.

IV. Работа по теме урока

1. Характеристика героев

— В сказке есть положительные и отрицательные герои, герои- помощники и нейтральные герои.

— На доске (или на карточках) дан план, по которому вы будете давать характеристику.

План

1. Где живет герой?

2. Чем занимается?

3. Какие поступки совершает?

4. Какой характер у героя?

5. Что думает о нем автор?

6. Что вам понравилось или не понравилось в герое?

— Сколько главных героев в сказке? Кого отнесли к положительным, а кого — к отрицательным? (Дети дают характеристику старухи и рыбки.)

— Ребята, а к каким героям относится старик? (Высказывания детей.)

Информация для учителя

Необходимо помочь детям прийти к выводу о том, что старик не является положительным героем. Он, конечно, простоват и добр, но имеет нетвердый характер. Он выполняет все приказы старухи, и она требует для себя все больше и больше. 2. Анализ «сказочных примет»

— Вспомните признаки сказки и докажите, что это произведение относится к жанру сказки. (Ответ. Есть зачин, троекратный повтор, сказочные герои, своеобразный язык сказки, поучительный характер сказки, волшебство.)

V. Физкультминутка

Поезд

Паровоз, паровоз

Новенький, блестящий.

Он вагоны повез,

Точно настоящий.

Кто едет в поезде?

Плюшевые мишки,

Кошки пушистые,

Зайцы и мартышки.

Кто едет в поезде?

Куклы и матрешки.

Стрелочник, стрелочник

Вышел из сторожки.

Дальняя, дальняя,

Дальняя дорога

Вдоль нашей комнаты

Прямо до порога.

VI. Закрепление изученного

1. Рассказ учителя об А.С. Пушкине

2. Выборочное чтение по вопросам

— Найдите в произведении отрывок, в котором говорится, как старик поймал рыбку.

— Что старик сказал рыбке перед тем, как отпустить?

— Как отнеслась старуха к рассказу старика?

— Как отнеслась рыбка к первой просьбе старика?

— Прочитайте, как менялись желания старухи.

— К герою-помощнику можно отнести море. Прочитайте отрывки о том, как оно менялось.

3. Работа с пословицами

(Учащиеся в парах читают и обсуждают пословицы на с. 100.)

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Что вы изучали на уроке?

— Что было для вас особенно интересно?

Проходят годы. Но время не властно над памятью о Пушкине. Каждый год вдень рождения поэта (6 июня) мы вспоминаем его. А с 2011 г. этот день стал во всем мире отмечаться как День русского языка (по решению ООН). В Москве, на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан скульптором Опекушиным на средства, собранные народом. Люди приходят к памятнику, читают стихи.

Домашнее задание

Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку (можно придумать обложку для этой книги-сказки).

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Физкультминутки для 1 класса в стихах

Родительское собрание на тему ЗОЖ в начальной школе

Упражнения для глаз для учащихся начальной школы

Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе

Проектная деятельность по русскому языку, 3-4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!