План - конспект урока литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Токмакова «Сказочка о счастье»

Литературное чтение, 4 класс. Конспект урока. УМК Л. Ф. Климановой

Цели: продолжать знакомить с творчеством И. Токмаковой, отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; обогащать словарный запас обучающихся; развивать память, речь, мышление; обучать чтению по ролям, умению характеризовать поступки героев.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, умение находить необходимую информацию в произведении (тема, главная мысль),

— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет И. Токмаковой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

- Прочитайте, доскажите слово.

Мама, папа и братишка,

Озорной котенок Тишка —

Сегодня мы все дома вместе.

Котенок выпачкался в тесте,

Братишка в кубики играет,

Наш папа что-то там читает,

Мамуля вяжет на диване,

А я звоню подружке Ане.

И пусть на улице ненастье,

Побыть с родными — это... (счастье).

- Прочитайте медленно.

- Назовите имена существительные.

- Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.

- Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом существительные.

- Прочитайте скороговоркой, выразительно.

Работа по теме урока

— Как вы понимаете слово счастье?

— Как автор понимает это слово? Что он хотел сказать нам своим стихотворением?

— Прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. («Сказочка о счастье».)

— О чем может быть произведение с таким названием? (Прогнозирование содержания текста.)

— Кто автор произведения? Что вы о нем помните?

Ирина Петровна Токмакова родилась в 1929 г. в Москве. Писать стихи начала рано. В одном классе с ней училась дочь известного поэта В. И. Лебедева-Кумача, автора слов многих известных песен: «Священная война» («Вставай, страна огромная...»), «Песня о Родине» («Широка страна моя родная...»), «Песенка о капитане» из кинофильма «Дети капитана Гранта» («Капитан, капитан, улыбнитесь...»), «Марш веселых ребят» из кинофильма «Веселые ребята» («Нам песня строить и жить помогает...») и др.

Стихи Ирины Петровны, тогда — девочки Ирины, попали к Лебедеву-Кумачу, и он написал на них вполне серьезный отзыв, уважительно именуя Ирину «автором». Указав на недостатки, он все же обнаружил у Ирины поэтические способности и посоветовал писать дальше.

(Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе». Чтение произведения И. Токмаковой учителем.)

— Какое впечатление произвела на вас эта сказка?

— Какая это сказка: смешная, поучительная, забавная, интересная?

— Докажите, что это сказка.

— Прочитайте вопрос 7 на с. 53. К каким сказкам относится произведение И. Токмаковой? (Это сказка-стихотворение.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Чтение сказки учащимися. Работа над содержанием сказки.)

— Почему король не хотел помочь девочке, солдату и старушке?

— Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

— Как вы думаете, почему изменился король?

— Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

— Случались ли с вами подобные истории?

— Приходилось ли вам изменить что-либо в себе после того, как кто-либо вам указал на ваш недостаток?

— Давайте определим, каких качеств не хватало королю до встречи со старцем.

— Была ли цель жизни у короля до встречи со старцем?

— Изменилась ли она после встречи?

— Чему учит нас эта сказка?

— Прочитайте и выпишите в творческую тетрадь слова старца, в которых заключена главная мысль. Вы согласны с ним-

— Прочитайте заключительные строки сказки-стихотворения-

— Почему на лице короля сияет счастье? Какой прием здесь использует автор?

VI. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

— С творчеством какого автора познакомились на уроке?

— Что вы запомнили о нем?

Домашнее задание

Перечитать сказку. Подготовить выразительное безошибочное чтение.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе. Книга в нашей жизни

Урок литературного чтения в 4 классе. Экскурсия в библиотеку

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России

Урок литературного чтения в 4 классе. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!