План – конспект урока литературного чтения по ФГОС, 4 класс. Школа России

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. И. Козлов «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний звон»

Цели: познакомить детей с произведением И.И. Козлова; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умения ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, находить необходимую информацию в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция),

— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств, умение оперировать понятиями: красота родной природы, гордость за свою родину, лирические произведения (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).

Оборудование: портрет и выставка книг И. И. Козлова, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Чуть слышно дерево поет...

Дивясь такому случаю,

Медведь раскачивать начнет

Виолончель певучую.

Когда ты ходишь по лесам,

И ты тропинкой узенькой

Приди к сосне, послушай сам

Лесную эту музыку.

П. Комаров

— Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.

— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, весело, выразительно).

III. Работа по теме урока

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

— Откройте учебник на с. 98—99. Прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать.

— Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)

— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить на уроке?

— Перед нами стихи замечательного поэта Ивана Ивановича Козлова. Что вы знаете об этом поэте? (Ответы детей.)

Иван Иванович Козлов (1779—1840) родился в Москве. Его отец был статс-секретарем Екатерины II, мать — из старинного рода Хомутовых. В возрасте пяти лет мальчик был записан сержантом в лейб-гвардейский Измайловский полк и в 1795 г. произведен в прапорщики.

В книге о Козлове Виктор Афанасьев написал: «Да, ему, конечно, как и прочим сыновьям дворянским, не пришлось расставаться со своей детской, родителями, гувернерами и игрушками и переселяться в казармы: продвижение его по воинской службе шло только в бумагах».

Козлов стал гражданским чиновником. Он был светским человеком, отличным танцором. Женился, воспитывал детей. Первые стихи написал по-французски (в то время французский был «главным» языком многих русских дворян).

И.И. Козлов служил в канцелярии московского главнокомандующего; в 1812 г. работал в комитете для образования московского ополчения, затем поступил на службу в Департамент государственных имуществ. В 1818 г. у него отнялись ноги и стало ухудшаться зрение; в 1821 г. он окончательно ослеп.

Зная французский и итальянский языки с детства, Козлов изучил еще английский, немецкий и польский. Он обладал феноменальной памятью, еще сильнее развившейся во время болезни: «Он знал наизусть, — говорит Жуковский, — всего Байрона, все поэмы Вальтера Скотта, лучшие места из Шекспира так же, как прежде — всего Расина, Тасса и главные места из Данта»: он знал наизусть и все Евангелие. Жизнь его была разделена «между религией и поэзией». «Все, что делалось в свете, возбуждало его участие — и он нередко заботился о внешнем мире с каким-то ребяческим любопытством». Утешением для Козлова служило и то внимание, с которым к нему относились корифеи тогдашней поэзии, в том числе Пушкин. В. Афанасьев в своей книге «Жизнь и лира» описал, как родилось стихотворение Козлова «Вечерний звон». Поэт сказал своей дочери Алине: «Помнишь, мы с тобой читали "Русские мелодии" Томаса Мура? Там, у лавры (речь идет об Александро - Невской лавре — монастыре в Петербурге), я вспомнил одно стихотворение из этого цикла... Удивительно, непостижимо русское! Я его вспомнил, но я стал его вспоминать не по-английски, как оно есть, а по-русски... Оно ведь так и называется: "Вечерний звон"... И краткие английские слова — как удары в колокол... Есть и русские: звон... дум... дом... дней... сон...» Новое стихотворение вскоре стало популярной песней.

Козлов похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры рядом с могилой Жуковского.

(Прослушивание аудиозаписи песни «Вечерний звон».)

— Ваши впечатления?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Чтение стихотворения учителем. Беседа после чтения по вопросам и заданиям на с. 98 учебника.)

— Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

— Это стихотворение И. Козлова представляет собой авторский перевод стихотворения ирландского поэта Томаса Мура. Прочитаем его дословный перевод на с. 99 учебника.

— Почувствовали вы разницу в настроении?

(Выразительное чтение стихотворения.)

— Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Вечерний звон». Расскажите, что вы на ней видите. (Ответы детей.)

— Сравните эти два произведения: поэтическое и художественное. Что вы можете сказать о них?

Знаменитое полотно Левитана «Вечерний звон» написано в 1892 г. Живописец не ставил перед собой задачу точно изобразить конкретное место. Картина была создана после посещения двух монастырей — на Волге и под Звенигородом — и отображает состояние души человека, который видит монастырь в лучах заката и слышит колокольный звон...

Красива природа в лучах заходящего солнца: и неподвижная широкая река, и розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками, и густая роща на дальнем берегу. Безмятежный покой не нарушают ни лодка с группой паломников, медленно скользящая по реке, ни два монаха, прогуливающиеся по дальнему берегу, ни лодочник в лодке на переднем плане.

Торжественен и величественен белокаменный монастырь в окружении зеленой рощи. И даже его отражение в широкой реке неподвижно и безмятежно. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга.

Закончился день. Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздухе плывет вдоль берега и исчезает где-то в отдалении сладкозвучный перезвон церковных колоколов, зовущих людей на вечернюю службу. И окончание дня навевает воспоминания и некоторую печаль.

— Подумайте, как удалось художникам передать свое отношение к данной теме. Совпадает ли оно с отношением И.И. Козлова? Объясните.

(Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворений Ф.И. Тютчева.)

VI. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VII. Подведение итогов урока

— Какова главная мысль стихотворения?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе. Экскурсия в библиотеку

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России

Урок литературного чтения в 4 классе. Книга в нашей жизни

Урок литературного чтения в 4 классе. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!