Конспекты уроков литературного чтения, 4 класс. Толстой «Петя Ростов»

Уроки литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Л.Н. Толстой «Петя Ростов». Пересказ

Цели: продолжить знакомить обучающихся с творчеством Л.Н. Толстого; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев произведения; обсудить с учениками вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным; помочь детям осознать, что война влечет за собой невосполнимые потери; воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми; развивать память, речь, мышление.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки с заданиями.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

В одиночестве, в покое

Дремлют книжные герои

На страницах книг своих.

Пробудите к жизни их!

Что им маяться от скуки?

Все герои любят труд!

Вам, друзья, и карты в руки —

Пусть герои оживут.

— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».

— Прочитайте, разделяя на слоги (еще: сердито, с радостной интонацией, с восхищением, с ускорением, тихо, громко, скороговоркой, выразительно).

— Как вы понимаете выражение ему и карты в руки?

III. Актуализация знаний

— Как вы поняли смысл текста из речевой разминки?

— С творчеством каких классиков мы уже ознакомились на уроках, изучая этот раздел?

(Дети перечисляют имена: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой.)

— Назовите полное имя писателя, чье творчество изучаем. (Лев Николаевич Толстой.)

— Прочитайте тему урока. Определите его цель. На какие вопросы мы должны сегодня ответить?

IV. Работа по теме урока

— Сегодня мы познакомимся с отрывком из романа «Война и мир». Какие ассоциации вызывает у вас слово война? (Ответы детей.)

Роман «Война и мир» был написан в 1869 г., но и сегодня его очень внимательно читают. Подробно знакомиться мы будем с ним только в 10 классе, сегодня лишь прикоснемся к некоторым страницам романа и решим для себя, какими мыслями хотел поделиться с нами писатель и сумел ли он достучаться до наших сердец.

— 1812 г. — время, о котором идет речь в романе. Что вы знаете о нем?

(Учитель говорит несколько слов о самом романе, об основных героях, о семье Ростовых, о том, какое место на страницах романа уделяется войне 1812 г., о том, почему Петя Ростов оказался в отряде Денисова.)

— А сейчас прочитаем в учебнике данный отрывок.

(Читает учитель, или слушают аудиозапись).

— Какое впечатление произвела на вас первая встреча с Петей?

— Что вас особенно удивило, взволновало?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Найдите и прочитайте описание внешности Пети.

— Почему Петя решил остаться у Денисова? (Главное для него — не стремление отличиться — ему не нужны награды, он испытывает сильное желание быть в самом важном месте.)

— Как Петя относится к тем, кто его окружает в отряде Денисова?

— Каково душевное состояние Пети в эти дни? (Он был «в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям...». Это чувство распространяется и на вещи, его окружающие: «изюм чудесный», «такие прекрасные вещи», «кофейник... чудесный» и т. п.)

— На страницах романа вы встретились с еще одним мальчиком — сверстником Пети. Как выглядит маленький пленный француз-барабанщик?

— Как к нему относятся в отряде Денисова?

— После рассказа Тихона Щербатого Петя «оглянулся на пленного барабанщика, и что-то кольнуло его в сердце». Почему?

— Как вам кажется, почему Петя считает возможным попросить, чтобы юного пленника по шали к офицерскому столу?

— Почему он сам вызывается привести его?

— О чем говорят читателю такие детали: Петя «робко и ласково» дотрагивался до руки пленника, говорил «нежным шепотом»? (Примерный ответ. Петю беспокоит судьба мальчика-француза, которого взяли в плен. Он ровесник Ростова, такой же юный и неопытный. «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили его? Не обидели ли?» — внутренний монолог показывает доброжелательное отношение Пети к пленному. Для него Винсент Босс не враг, а попавший в беду совсем юный солдат, и ему просто необходимо помочь. Петя просит Денисова пригласить Винсента поужинать вместе с партизанами. Ведь даже к пленным нужно относиться по-человечески. Мальчик- француз видит в Ростове друга, готового прийти на помощь любому в трудную минуту.

Благородство Пети идет от души, однако он стесняется своего поступка. Возможно, кому-то из бойцов покажется малодушием то, что Петя Ростов пожалел врага: «Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. Он только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику».)

Автор иронизирует над своим героем. Быть настолько чутким, искренним, доброжелательным к врагу — вот настоящая доброта и любовь к людям.

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— С каким произведением познакомились на уроке?

— Как вы думаете, почему писателю удалось так ярко, живо и правдиво описать сражение русских с французами? (Потому что он был великим мастером слова.)

Домашнее задание

Перечитать отрывок вместе с родителями, найти объяснение непонятных слов и выражений.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте медленно отрывок из стихотворения.

Моя семья — надежный крепкий тыл.

Со мною мать, отец, сестренки, братья...

Здесь могут охладить ненужный пыл.

Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,

Да лаской добрых рук любимой мамы.

И если гроз и бед нагрянет гром.

Помогут пережить легко, без драмы.

Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди

Успехи будут, только постарайся.

Учись, трудись и с песнею иди,

А если виноват, пойми, раскайся».

3. Маркина

— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, весело, выразительно).

— Как вы поняли смысл этого стихотворения?

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

III. Работа по теме урока

— Прочитайте цитату Л.Н. Толстого.

«Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственнейшим выражением красоты и добра».

— Как вы понимаете ее смысл? О чем говорит писатель?

— Дома вы прочитали отрывок с родителями. Что можете сказать о характере Пети? (Ответы детей.)

Петя — самый младший в семье Ростовых, любимец матери. Он попадает на войну совсем юным, и главная цель для него — совершить подвиг, стать героем: «Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства». Он романтик, война глазами Пети — лишь приключение, возможность испытать себя. Ему не страшно: на войне Петя должен обязательно быть в центре событий, на передовой, чтобы осуществить свою заветную мечту — совершить подвиг, героический поступок. Но «генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова». Разве романтик может с этим согласиться? И все же приказ для военного — закон.

Доброта, которая окружала мальчика в семье, сделала его чутким, отзывчивым, способным к состраданию. «Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей». И это чувство искреннее. Он любит всех однополчан, пытается сделать для них приятное: предлагает свой ножик, угощает изюмом. В партизанском отряде бойцы любят Петю, относятся к нему по-отечески. Но Ростов стремится выглядеть старше своих лет, доказать окружающим, что он уже взрослый и самостоятельный. И вместе с тем в этом эпизоде он по-детски наивен, хотя и стесняется этого.

Ребята, чтобы раскрыть характер героя, автор использует прием внутреннего диалога. Именно через внутренние размышления Пети мы видим, насколько велико его желание совершить подвиг во что бы то ни стало и насколько огромной была его любовь к людям. Через речевую характеристику мы лучше узнаем героя. Фразы у Пети отрывисты, он быстро переключается с одного на другое. В окружении опытных бойцов Ростов чувствует себя неловко, стесняется. Петя пытается казаться взрослее своих лет и, когда это у него не получается, краснеет. Окружающие должны принимать его таким, каким Петю воспитали в семье: робким, доверчивым, стеснительным, добрым, романтичным. В этой непосредственности его очарование, за это бойцы любят Петю.

— Прочитайте отрывки, раскрывающие характер героя.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Подготовьте пересказ текста. Перескажите его от лица Пети. Начните так: «Я так мечтал попасть на войну. Мне казалось, что я обязательно совершу подвиг».

(Выступления детей.)

— Чей пересказ вам больше всего понравился?

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— В чем главная мысль отрывка? Чему он учит?

— Какие чувства вызвало у вас окончание этого отрывка? Почему?

Домашнее задание

Читать басни И.А. Крылова. Вспомнить биографию писателя.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России

Урок литературного чтения в 4 классе. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

Урок литературного чтения в 4 классе. Экскурсия в библиотеку

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Урок литературного чтения в 4 классе. Книга в нашей жизни

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!