Конспект занятия во 2 классе. Абрамцева «Тише, пожалуйста!»

Познавательное развивающее занятие, 2 класс

Цель: познакомить учащихся со сказкой Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста!», а также с некоторыми способами сдерживания негативных эмоций; развивать внимание, мышление, воображение, речь.

Оборудование: у учителя — картинки или открытки для тренинга по «вхождению» в изображение; у учащихся — тетрадь в клетку, ручка, цветные карандаши.

Учитель. Сегодня, ребята, я познакомлю вас со сказкой Натальи Абрамцевой, которая называется «Тише, пожалуйста!». Угадайте, кто является главным героем этой сказки.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе:

Узкий кончик — в роднике,

А широкий — в море.  (Река)

«Где-то в лесу жила речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреть в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая добрая речка. Так было долго...».

Учитель. Первое задание: нарисуйте в тетрадях эту замечательную лесную речку.

Дети рисуют. Обмен впечатлениями.

Расскажите, какую пользу могла бы приносить она.

Отклик детей.

Учитель. Дальше сказку слушайте очень внимательно.

«Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода. Заметило это солнце, решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. «Что за глупые шутки», — подумала она обиженно. А тут еще неприятность — кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался.

Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, фыркнула и ... вышла из себя. Из своих берегов. Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше — до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка... И понимает, что не то делает, а вернуться не может... Сорвалась... вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет... Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, вязкой, грязной трясиной стала чистая, светлая, речная вода...».

Задание. Восстановить последовательность действий, причинивших речке неприятности.

Запись на доске. Самостоятельная работа.

Проверка.

1. Солнечный лучик уколол волну.

2. Лосенок больно толкнул речку копытцем.

3. Речка зацепилась волной за корягу, поцарапалась.

Ответ. 3; 1; 2.

Учитель. Во что же превратилась бывшая когда- то доброй речка? Слушаем дальше.

«Болото... Неверные кочки... Ползучие стебли... Страшные черные оконца... Болото... А была речка. Была... Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла... Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко... Очень... Слишком даже...

... Не надо кричать... И дверью хлопать не стоит... Спокойно... Зачем бить посуду?! Тише, пожалуйста... Тише...».

Учитель. Как вы поняли, ребята, в чем причина случившегося с речкой? Бывает и с вами что-то похожее? Расскажите.

Отклик детей.

Кто из вас знает приемы, которые помогут сдержать гнев, злобу?

Ответы детей.

Вот как я предлагаю вам поступать в такие моменты, когда хочется заплакать, закричать, затопать ногами и обозвать кого-либо обидными словами.

• Попробуйте медленно сосчитать до десяти — скорее всего за это время обида уляжется, вы успеете успокоиться.

• Съесть что-нибудь вкусненькое — подсластить свою горечь, возможно, настроение улучшится.

• Подойти к зеркалу и попробовать развеселить себя, например, состроив смешные рожицы.

• Взять какую-либо картинку или открытку, постараться «войти» в нее, «оживить» ее так, чтобы стать частью происходящего на картине: прикоснуться к окружающим предметам, почувствовать запахи, поговорить с кем- или с чем-либо на изображении, рассказать о своих обидах.

Во время рассказа учитель демонстрирует картинки или открытки, приводит примеры «вхождения» и «оживления».

• Перевоплотиться в цветок, например, в ромашку. Попробуйте почувствовать себя зеленым стебельком с множеством белоснежных лепестков и желтой сердцевиной. Вас часто посещают бабочки и жуки. Вы ощущаете себя такими же маленькими, как все вокруг, и даже проползающий по вашему стеблю муравей не кажется вам лилипутом.

Проводится тренинг по перевоплощению в какой-либо цветок либо по вхождению в картинку (по выбору учащихся).

Работа в парах.

Расскажите о своих ощущениях.

Отклик детей.

Учитель. Чтобы с вами не случилась однажды такая же серьезная проблема, как с лесной речкой, помните о необходимости сдерживать свои отрицательные эмоции, не выставлять их напоказ. Бывает, что иногда хочется поплакать, и это можно сделать, но лучше — в одиночестве или наедине со своей любимой игрушкой. Посторонним же совершенно не обязательно показывать свое дурное настроение, а заодно и портить его им. Об этом же напоминает вам и пословица, которую я предлагаю расшифровать.

— «Черемуха душистая с весною ...» (расцвела).

— «Перестанет плакать самый грустный ...» (дождик).

— «Скрипка — королева ...» (музыки).

— «Папа, мама, ... - спортивная семья». (Я).

Ответ. Язык держи, а сердце в кулак сожми.

Учитель. Как вы понимаете смысл пословицы?

Ответы детей.

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...».

Похожие статьи:

Басня «Ворон и Лисица»

Басня «Лисица и виноград»

Конспект занятия для 1 класса. Успенский: Крокодил Гена и его друзья

Басня «Лев и Лисица»

Конспект занятия во 2 классе. Толстой «Девочка и разбойники»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!