Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Крылов Басня «Ворона и Лисица»

Урок литературного чтения для 4 класса. Школа России. Наш театр. И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Инсценирование

Цели: познакомить с баснями И.А. Крылова; формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль произведения; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: предметные: умения отличать басню от стихотворения, определять структуру басни, самостоятельно инсценировать прочитанные произведения, писать и воспроизводить сценарий по прочитанной басне; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

- анализ нравственного смысла басни, характеров героев, умение соотносить смысл басни и пословицы,

— ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника и художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: формирование нравственных качеств у обучающихся, воспитание положительного отношения к честным, благородным, добрым поступкам, привитие любви к басенному стиху и интереса к предмету.

Оборудование: выставка книг И.А. Крылова, портрет писателя, аудиозапись басни «Ворона и Лисица», карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Осип орет, Архип не отстает.

Кто кого переорет?

Осип охрип. Архип осип.

— Прочитайте медленно. Что это? (Скороговорка.)

— Прочитаем орфографически (как пишем).

— Прочитаем орфоэпически (как произносим).

— Прочитайте медленно, затем с ускорением.

— Потренируйтесь в скорочтении.

— Что высмеивает народ этой скороговоркой?

Сегодня мы поработаем с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Разберем ее смысл, будем учиться читать выразительно.

III. Работа по теме урока

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, а значит, узнаем что-то новое и важное о себе и людях. Что вы знаете о писателе? Расскажите. (Ответы детей.)

— В каком жанре писал Крылов? Что такое басня? (Учитель читает басню (или включает аудиозапись).)

— Понравилась ли вам басня?

— Что было непонятно?

Лесть — лицемерное, угодливое восхваление.

Льстец — льстивый человек.

Гнусный — внушающий отвращение, омерзительный.

Взгромоздиться — взобраться с усилием на что-то высокое.

Пленил — привлек внимание, привел в восторг.

Вещуньина — принадлежащая вещунье.

Зоб — у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, когда говорят о тебе правду.)

— Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? {В сказках лисица чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека.)

— Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит; // Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит // И говорит так сладко, чуть дыша...)

— Прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.

— Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (Читают отрывок.)

— Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы?

— Почему эта история случилась с Вороной?

— Как Лисице удалось достичь своей цели? (Выразительное чтение басни.)

— Поработайте в паре. Обсудите с другом, как баснописец относится к Вороне и Лисице: с завистью, любовью, нежностью, состраданием, юмором, восхищением?

— Подготовьтесь к выразительному чтению басни. (Дается время для подготовки.)

— Прочитайте выразительно, в лицах.

(Слушают несколько выступлений. Затем проводят инсценирование басни.)

— Поиграем в театр. Попробуйте изобразить Ворону и Лисицу, читая басню.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— В чем сила басни?

— О чем предупреждает И.А. Крылов в этой басне? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддается его речам.)

— Что высмеивают, обличают басни Крылова?

— Рассмотрите книги басен Крылова. Обратите внимание, что в одних случаях художники изображают животных, в других — людей. Почему это возможно? (Это связано с иносказаниями.)

Домашнее задание

Выучить басню наизусть.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе. Экскурсия в библиотеку

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Урок литературного чтения в 4 классе. Книга в нашей жизни

Урок литературного чтения в 4 классе. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!