Дидактические игры для детей старшей – подготовительной группы детского сада

Игры на развитие представлений о существенных признаках, лежащих в основе родовых обобщений, сохранении целого при разделении на части

Сложи фигуру

Задача: развивать представления о форме и геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике; о целом и части; пространственные ориентировки.

Предварительная работа: прежде чем играть, необходимо рассмотреть с детьми рамку, определить форму ее отверстий, а также форму и цвет элементов фигур, объяснить, что название фигур определяется количеством углов.

Оборудование: 4 деревянные рамки с двумя отверстиями квадратной, круглой, прямоугольной, треугольной формы. К каждой рамке имеются соответствующая ее отверстию цветная фигура, а также набор этих фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), разделенных на две, три, четыре части разной конфигурации. Из этих частей можно сложить по 10 квадратов, прямоугольников, кругов и треугольников.

* * *

1-й вариант. Каждому ребенку предлагается выбрать одну рамку. Затем дается 4 фигуры, соответствующие по форме его рамке, но одна фигура целая, а остальные разделены на две, три, четыре части. Детям предлагается в первую рамку положить соответствующую ей фигуру (или круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Во вторую рамку последовательно собрать из частей такую же фигуру. После этого назвать форму частей и их цвет.

2-й вариант. Задание усложняется: детям предлагается собрать 6—10 фигур, назвать форму, цвет фигуры в целом и ее части.

Выигрывают те, кто первый правильно подобрал и назвал свои фигуры.

Угадай, назови и собери

Задача: развивать способность определять и называть предмет по контуру как целостность.

Оборудование: 8 больших карт с изображением контурными линиями 2—4 предметов, которые частично накладываются друг на друга; к ним 28 маленьких цветных карточек с изображением этих же предметов, фишки.

* * *

1-й вариант. На столе раскладываются большие карточки лицевой стороной вверх. Маленькие карточки остаются у воспитателя. Играющим детям предлагается выбрать две большие карты, внимательно рассмотреть, какие предметы нарисованы, назвать их. После этого воспитатель (вначале) показывает маленькую карточку, а тот, у кого есть изображение этого предмета, называет его. Например: «У меня есть мяч». Воспитатель отдает ему карточку. Если ребенок неправильно называет предмет или он никому не нужен, карточка откладывается в сторону.

За правильные подбор и название всех маленьких карточек ребенок получает фишку.

2-й вариант. Все маленькие карточки перемешиваются и кладутся лицевой стороной вверх на столе. Отдельно располагаются большие карты. Дети выбирают вначале большие карты (1—2), а затем подбирают для них маленькие карточки. После этого играющие рассказывают, почему они собрали такие маленькие карточки.

За правильные подбор и название всех предметов к одной карте ребенок получает две фишки.

Выигрывает тот, кто получил больше фишек.

Собери картинку

Задачи: развивать представления о целом и части; умение взаимодействовать и общаться в процессе совместной деятельности, аргументированно высказывать свое мнение, предложение, ориентируясь на действие и мнение партнера; обосновывать свое согласие или несогласие, действовать и высказываться поочередно.

Оборудование: 6 картинок (20х30 см) с изображением эпизода из русской народной сказки и 12 частей, из которых можно сложить эпизод из них: «Курочка Ряба», «Как коза избушку построила», «Теремок», «Гуси-лебеди (конец сказки)», «Лиса и журавль», «Упрямые козы».

* * *

1-й вариант. Дети рассматривают картинки, которые надо собрать из шести частей.

Им предлагается выбрать одну картинку с изображением эпизода сказки и подобрать соответствующие к ней части пазла, затем самостоятельно собрать ее.

Выигрывает тот, кто первый собрал картинку

2-й вариант. Содержание задания соответствует первому варианту, но выполняют его двое детей. Воспитатель объясняет способы совместного выполнения игрового задания: вначале договориться, кто будет начинать собирать картинку. Он выберет первую часть пазла, затем первый ребенок берет картинку и кладет ее между играющими. После этого второй ребенок выбирает вторую часть, а первый наблюдает за действием второго.

Если ребенок неудачно выбирает часть, первый может высказать свое мнение, но не вмешивается в деятельность второго. Воспитатель подчеркивает, что свое мнение о результатах действия другого нужно объяснять (доказывать). Он может согласиться или не согласиться с мнением товарища, но нужно объяснить почему. Объяснение взрослого сопровождается показом. По завершении работы оба ребенка должны проверить результат.

В процессе выполнения игрового задания воспитатель поощряет умение детей договориться, действовать по очереди, аргументированно высказывать свое мнение и выслушивать мнение другого. При этом старается, чтобы дети понимали и принимали мнение об их деятельности ведущего.

Выигрывает пара, проявившая умение доброжелательно взаимодействовать и общаться.

Примечание. Игровое задание можно усложнить путем увеличения содержания картины и ее частей (не более 20), а также увеличив количество детей, выполняющих задание.

Все и некоторые фигуры

Задачи:

— развивать представления об отношениях целого и части, сохранении целого при выделении его части, способности выразить эти отношения в словах «все» и «некоторые»;

— закреплять умения объединять объекты на основе общих свойств, изменяя основание группировки.

Оборудование: блоки Дьенеша, разделенные на две части (тонкие и толстые), карточки с символическим изображением формы (8 шт.) и цвета (6 фигур), фишки.

* * *

1-й вариант. В игре могут участвовать шесть детей. Троим из них предлагается выбрать фигуры из одной группы, а остальным — из другой. Детям предлагается выбрать карточку с символическим изображением цвета фигур и в соответствии с ней собрать все фигуры, разложить их перед собой в ряд. У каждого 8 фигур. После этого воспитатель просит рассказать, какие фигуры они выбрали. Дети на основе прошлого опыта выделяют свойства фигур, например, красные, большие и маленькие; круглые, квадратные, прямоугольные и треугольные.

Воспитатель сообщает детям, что о фигурах можно рассказать с помощью слов «все» и «некоторые». Например, все фигуры синие: некоторые из них большие, а некоторые маленькие. Некоторые прямоугольные, некоторые квадратные, некоторые круглые, а некоторые треугольные.

После этого воспитатель просит детей разделить все фигуры на части либо по величине, либо по форме, кто как хочет. Просит определить с помощью слов «все» и «некоторые» результаты своих действий.

2-й вариант. В игре могут участвовать восемь детей. Фигуры каждой подгруппы перемешиваются. Детям предлагается выбрать карточку с символическим изображением формы и собрать соответствующие ей фигуры. Дети собирают фигуры и раскладывают их перед собой в ряд, а затем рассказывают, какие у них фигуры с помощью слов «все» и «некоторые». Например, все фигуры прямоугольные: некоторые из них большие, а некоторые маленькие. Все фигуры прямоугольные: некоторые из них красные, некоторые синие, а некоторые желтые. Каждая подгруппа фигур при этом выделяется отдельно.

За каждый правильный ответ на вопрос ребенок получает две фишки; если он это делает с помощью наводящих вопросов взрослого — одну.

Выигрывает тот, у кого больше фишек.

3-й вариант. Содержание игры может соответствовать первому или второму варианту. После того как дети описали набор своих фигур с помощью слов «все» и «некоторые», им задаются вопросы: «Чего больше, всех фигур или красных?», «Чего меньше, всех фигур или больших?» Каждому ребенку задаются вопросы отдельно в соответствии с подгруппой его фигур. Если некоторые дети затрудняются при ответе, им предлагается сосчитать все фигуры и их часть, а затем ответить на эти же вопросы.

За правильное описание фигур с помощью слов «все» и «некоторые» ребенок получает одну фишку, а за правильный самостоятельный ответ на вопрос о соотношении целого и части — три. Если ребенок правильно отвечает на вопрос о соотношении целого и части после пересчета фигур — он получает две фишки; если правильно отвечает на вопросы после наводящих вопросов взрослого — одну.

Выигрыш распределяется по трем уровням.

Все и некоторые цветы

Задача: развивать представления об отношениях целого и части, сохранении целого при выделении его части, способности выразить эти отношения в словах «все» и «некоторые».

Оборудование: 24 карточки с изображением 12 астр и гвоздик красного, розового, белого и желтого цвета, 4 картинки с символическим изображением красного, розового, белого и желтого цвета, карточка с символическим изображением цветка, фишки.

* * *

1-й вариант. Дети рассматривают карточки и определяют, что на них изображено. В игре участвуют двое детей. Одному из них предлагается собрать все карточки с изображением астры, а другому гвоздики и положить их перед собой.

После этого воспитатель просит рассказать, какие цветы они собрали. Он поощряет такое описание группы цветов: «Все гвоздики, некоторые из них белые, некоторые красные, некоторые розовые, а некоторые желтые». Все названные цветы выделяются в отдельные группы (по три цветка в каждой).

Воспитатель просит показать (обвести рукой), какие цветы обозначаются словом «все», а какие словом «некоторые».

2-й вариант. Все картинки с изображением цветов перемешиваются. Посередине стола лежат карточки с символическим изображением гвоздики и астры, а также их цвета. В игре участвуют четверо детей. Им предлагается выбрать одну карточку с символическим изображением цвета и собрать все цветы такого же цвета, а затем разложить их перед собой.

После этого воспитатель просит рассказать, какие цветы они собрали. Он поощряет такое описание группы цветов: «Все белые. Некоторые из них гвоздики, а некоторые астры». Все названные цветы выделяются в отдельные группы. Воспитатель просит показать, какие цветы обозначаются словом «все», а какие словом «некоторые».

За каждое самостоятельное словесное описание цветов ребенок получает две фишки; если он это делает с помощью наводящих вопросов взрослого — одну.

Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Каких фигур больше, а каких меньше?

Задачи:

— развивать элементарные представления о включении групп по объему: когда подгруппы равны по объему: когда одна из них значительно больше (меньше) другой; когда одна из них незначительно меньше (больше);

— воспитывать умение самостоятельно строить равноправные взаимодействия и общение в совместной деятельности.

Оборудование: 4 группы блоков Дьенеша: 12 больших фигур, из которых по 6 круглых и квадратных; 10 маленьких фигур, из которых 6 прямоугольных и 4 круглых; 10 фигур, из которых 6 больших треугольных и 4 маленьких квадратных; 7 фигур, из которых 6 больших квадратных и 1 большая круглая, фишки.

* * *

1-й вариант. Игра организуется с первой группой фигур. Воспитатель предлагает детям взять их, перемешать и разложить их в ряд перед собой, а затем рассказать, какие перед ними фигуры. После этого задает вопросы: «Чего больше — всех фигур или круглых?», «Чего меньше — всех фигур или квадратных?», «Почему вы так думаете?»

Таким же образом организуется игра со второй, третьей и четвертой группой фигур.

За каждый правильный ответ на вопрос ребенок получает две фишки, а за правильную аргументацию своего ответа — три; если ребенок правильно отвечает на вопрос с небольшой помощью взрослого, он получает одну фишку.

Выигрывает тот, у кого больше фишек.

2-й вариант. Игра может быть организована с одной или несколькими группами фигур. Воспитатель предлагает выбрать себе пару для выполнения игрового задания. В процессе игры воспитатель поддерживает пары детей, доброжелательных друг к другу в ходе обсуждения ответа на вопрос.

За каждый правильный ответ на вопрос пара детей получает одну фишку, а за равноправное взаимодействие и общение в процессе поиска ответа на вопрос — две.

Выигрывает пара, набравшая больше фишек.

Выигрыш может распределяться по трем уровням.

Догадайся, чего больше?

Задачи:

— развивать элементарные представления о том, когда подгруппы равны по объему; когда одна из них значительно больше (меньше) другой или одна из них незначительно меньше (больше);

— воспитывать умение самостоятельно строить равноправные взаимодействия и общение в совместной деятельности.

Оборудование: 10 картинок с изображением астр и тюльпанов (всего 20), состоящих из трех групп: все картинки с изображением астр и тюльпанов; 10 — с изображением астр и 6 — с изображением тюльпанов; 10-— с изображением тюльпанов и 2 с изображением астр, фишки.

* * *

1-й вариант. Игра организуется с изображением всех цветов. Детям предлагается взять одну группу и разложить ее перед собой, а затем рассказать, какие цветы перед ними. Затем предложить переложить картинки так, чтобы вначале были астры, а потом тюльпаны.

После этого им задаются вопросы: «Чего больше — все цветов или астр?», «Чего меньше — всех цветов или гвоздик?», «Почему вы так думаете?» Таким же образом организуется игра со второй и третьей группой цветов.

За каждый правильный ответ на вопрос ребенок получает две фишки, а за аргументацию своего ответа — три.

Если ребенок правильно отвечает на вопрос с небольшой помощью ведущего, он получает одну фишку.

Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.

2-й вариант. Игра может быть организована с одной или несколькими группами цветов.

Воспитатель предлагает детям выбрать себе пару для совместного выполнения игрового задания, объясняет детям, что они могут вначале договориться, как ответить на заданный им вопрос, а затем уже сообщить ответ воспитателю.

В процессе игры воспитатель поддерживает те пары детей, которые доброжелательны друг к другу при обсуждении ответа на вопрос.

За правильный ответ на вопрос пара детей получает фишку, а за доброжелательное общение при поиске ответа на вопрос — две.

Выигрывает пара, получившая больше фишек.

Догадайся, кого меньше?

Задачи:

— развивать элементарные представления о том, когда подгруппы равны по объему; когда одна из них значительно больше (меньше) другой или незначительно меньше (больше);

— воспитывать умение слушать и слышать друг друга в процессе общения.

Оборудование: 10 картинок с изображением домашних и диких животных (всего 20), состоящих из трех групп: все картинки; 10 картинок с изображением диких животных; 6 — с изображением домашних животных; 10 — с изображением домашних животных и 2 — с изображением диких животных, фишки.

* * *

1-й вариант. Игра организуется с первой группой картинок. Детям предлагается взять все картинки, разложить их перед собой и рассказать, что на них изображено. Затем воспитатель просит разложить картинки в ряд так, чтобы вначале были картинки с изображением диких животных, а затем с изображением домашних животных.

После этого задаются вопросы: «Чего больше — всех животных или домашних животных?», «Чего меньше, всех животных или домашних животных?», «Почему вы так думаете?»

Таким же образом организуются игры со второй и третьей группой картинок.

За каждый правильный ответ ребенок получает две фишки; если ребенок правильно отвечает на вопрос с небольшой помощью взрослого — одну.

Выигрывает тот, кто получил больше фишек.

2-й вариант. Игра организуется с любым набором карточек. Воспитатель предлагает детям выбрать пару для совместного выполнения игрового задания. Он объясняет, что, прежде чем ответить на вопрос, они должны обсудить, как на него ответить и выбрать наилучший из ответов.

В процессе игры воспитатель обращает внимание на те пары детей, которые умеют договариваться, слушать друг друга и выбирать лучший ответ на вопрос. Старается показать, что умение договориться ценится выше, чем сам ответ на вопрос.

За правильный ответ на вопрос пара получает фишку, а за такой же ответ, но полученный с помощью равноправного участия партнеров его обсуждения, — две.

Выигрывает пара детей, набравшая больше фишек.

Примечание. Игра может продолжаться до тех пор, пока есть желающие в нее играть.

Догадайся, каких больше, а каких меньше?

Задачи: те же.

Оборудование: блоки Дьенеша, распределенные на три группы: 8 подгрупп, в каждую из которых входят по 3 тонких больших и маленьких треугольных, квадратных, круглых и прямоугольных, а также по 3 толстых больших и маленьких таких же фигур; 8 подгрупп, в каждую из которых входят по 4 больших и двух маленьких круглых, квадратных, треугольных, прямоугольных, а также по 4 маленьких и 2 больших таких же фигур; 4 подгруппы, в каждую из которых входят по 3 маленьких и 2 больших квадратных, круглых, прямоугольных и треугольных фигур, фишки.

* * *

1-й вариант. Игра организуется с первой группой фигур. Детям предлагается взять первую подгруппу фигур, перемешать и разложить их в ряд перед собой. Затем воспитатель просит детей рассказать, какие фигуры перед ними. После этого им задаются вопросы: «Чего больше, всех фигур или маленьких (больших) фигур?» «Чего меньше, всех фигур или маленьких (больших) фигур?» Таким же образом организуется игра со второй и третьей группой фигур.

За каждый правильный ответ на вопрос ребенок получает две фишки; если он правильно отвечает на вопрос с помощью взрослого — одну.

Помощь воспитателя заключается в том, что он предлагает ребенку сосчитать все фигуры, а затем — маленькие (большие) и сравнить их численность.

Выигрывает тот, у кого больше фишек.

2-й вариант. Игра может быть организована с одним или несколькими наборами фигур. Дети выбирают себе пару и вместе выполняют игровое задание.

В процессе игры воспитатель поддерживает пары детей, проявляющих взаимодействия, для активного участия каждого ребенка в игре. Поощряет те пары, в которых оба игрока равноправны и при этом проявляют доброжелательное отношение друг к другу.

За каждый правильный ответ на вопрос пара получает фишку, а за равноправные взаимодействия в игре при доброжелательном отношении друг к другу — две.

Выигрывает пара, набравшая больше фишек.

Выбери свои фигуры

Задачи:

— продолжать развивать умения рассматривать объекты как сходные по определенным признакам, так и различные, группировать их по выделенным свойствам в условиях их пересечения;

— развивать умение согласовывать свои действия в совместной деятельности, аргументированно высказывать свое мнение, ориентируясь на мнение партнера.

Оборудование: блоки Дьенеша, 2 круга.

* * *

1-й вариант. Детям предлагается найти себе пару для игры. Каждый ребенок в паре выполняет свое игровое задание. Например, один собирает все красные фигуры, а другой все треугольные; или один собирает все большие фигуры, а другой — все круглые.

В процессе выполнения игрового задания обнаружится, что одни и те же фигуры нужны обоим детям. Например, красные треугольные или большие круглые. Воспитатель спрашивает, кому принадлежат эти фигуры. Она помогает установить, что эти «спорные» фигуры нужны и одному и другому игроку. Договариваются, что «бесспорные» фигуры каждый складывает перед собой, а «спорные» — между ними: они принадлежат обеим группам фигур.

После этого все фигуры кладутся посередине стола и перемешиваются. Пары детей получают новое задание и самостоятельно определяют, какие фигуры принадлежат одному игроку, какие другому, а какие фигуры принадлежат обеим группам фигур.

Выигрывает пара, первой правильно выполнившая задание.

При установлении правильности выполнения игрового задания воспитатель каждой паре игроков объясняет, почему «спорные» фигуры принадлежат обеим группам. Например, потому что они треугольные, значит принадлежат группе треугольных фигур. Они же красные, значит принадлежат группе красных фигур. Красные треугольные фигуры принадлежат обеим группам.

2-й вариант. Дети находят себе пару для игры. Каждая пара получает игровое задание и выполняет его так же, как в первом варианте: каждый кладет свои фигуры перед собой, а общие между ними.

После этого воспитатель предлагает каждой паре игроков взять два круга и сложить их так, чтобы они накладывались друг на друга. Затем положить общие фигуры в пересекаемое пространство фигур — часть, находящаяся внутри обоих кругов, а фигуры каждого игрока положить в свободном пространстве каждого круга.

Когда все пары игроков расположили свои фигуры в кругах правильно, воспитатель предлагает детям объяснить, почему они так сделали. В то время когда одна пара объясняет, другие слушают и говорят, понятно ли им такое объяснение.

За правильное выполнение игрового задания дети получают две фишки, а за объяснение своих действий — четыре.

Выигрывает пара, набравшая больше фишек.

Примечание. В процессе объяснения своих действий не следует добиваться от детей так называемых «полных» высказываний. Достаточно, чтобы они объясняли с помощью слов, а не жестов.

Где чей дом?

Задачи:

— развивать элементарные представления об отношениях целого и части, сохранении целого при выделении его части;

— связную объяснительную речь.

Оборудование: 5 кругов (диаметры 1—55 и 4 —10 см), 7 карточек с символическим изображением групп фигур: 4 — с изображением их форм; 3 — с изображением цвета, карточка с символическим изображением всех фигур, половина набора блоков Дьенеша, фишки.

* * *

1-й вариант. Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с символическими изображениями и вспомнить, что обозначает каждое из них. Дети рассматривают блоки Дьенеша и определяют отношения целого и части: все это — фигуры, некоторые из них квадратные, некоторые — круглые, некоторые — треугольные, а некоторые — прямоугольные. Всех фигур больше, чем круглых, квадратных, треугольных, прямоугольных. Круглых фигур меньше, чем всех фигур и т.д.

Воспитатель обращает внимание на круги: большой — «дом» для всех фигур; маленькие — «квартиры» для отдельных групп из них.

С помощью карточек с символическим изображением фигур обозначаются места для них над соответствующими кругами.

Четырем детям предлагается выбрать карточки с символическим изображением формы фигур и найти место, где будут расположены эти фигуры и заполнить ими соответствующий круг. После того как дети расположат свои фигуры в малые круги, воспитатель спрашивает: «Можно ли любую из фигур положить в большой круг?» После обсуждения делается вывод, что место любой фигуры может быть либо в малом, либо в большом круге, потому что каждая фигура, например, круглая, относится ко всем круглым фигурам. Малые круги убираются и все фигуры оказываются в большом круге.

Фигуры перемешиваются, и в игре участвует следующая группа детей, которые распределяют фигуры по цвету в три маленьких круга. Детям задается тот же вопрос.

2-й вариант. Содержание игры соответствует первому варианту. Усложнение игры заключается в том, что дети должны не только найти место для своих фигур, но и объяснить, почему они положили их на это место. Например, потому что это треугольная фигура, потому что треугольник — это фигура.

За правильно найденное место для фигур ребенок получает фишку, а за объяснение их местоположения — три. Если ребенок объяснил местоположение своей фигуры с небольшой помощью взрослого — он получает две фишки.

Выигрыш распределяется по трем уровням.

Раздели на группы

Задачи:

— развивать элементарные представления об отношениях целого и части, сохранении целого при выделении в нем частей;

— связную объяснительную речь;

— учить устанавливать доброжелательные взаимодействия в общей деятельности: внимательно выслушивать мнение, предложение друг друга и учитывать его при выполнении общего задания.

Оборудование: 4 круга (диаметры 1—55, 3 — по 10 см), карточка с символическим изображением транспорта; 3 — с изображением водного, воздушного, наземного транспорта, 10 картинок с изображением самолета, вертолета, автобуса, троллейбуса, грузовой, легковой машин, катера, лодки, ракеты, корабля, красные и зеленые фишки.

* * *

1-й вариант. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с символическим изображением транспорта и вспомнить, что они изображают. Затем дети рассматривают картинки с изображением транспорта и определяют их отношения — все это транспорт. Часть из них — водный, часть — воздушный, часть — наземный. Всех видов транспорта больше, чем воздушного, водного транспорта меньше, чем всего транспорта и т.д.

После этого воспитатель обращает внимание на круги.

С помощью карточек с символическим изображением транспорта обозначаются круги, в которых надо расположить картинки с изображением разных видов транспорта.

Детям предлагается выбрать картинку с изображением любого транспорта, а затем найти для нее место в кругах и положить их там. Объяснить, почему они считают, что их место в этом круге. После этого трем детям предлагается договориться, кто какой вид транспорта будет собирать. Собрать картинки с изображением одного вида транспорта, найти для них место в круге и положить их в свой круг. Вместе обсудить, правильно ли расположены картинки, можно ли их расположить по-другому.

В конце обсуждения делается вывод: место любой картинки с изображением транспорта, например, лодки может быть в большом круге или в одном из маленьких кругов.

За каждое правильное расположение картинки ребенок получает фишку, а за объяснение места ее расположения — две.

Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.

2-й вариант. Содержание игры соответствует первому варианту. Различие заключается в том, что игровое задание выполняет пара детей. В центре внимания воспитателя находится процесс согласования, взаимодействия и общения между детьми.

За умение доброжелательно выслушивать товарища и учитывать его в общей деятельности, ребенок получает три зеленые фишки, а за неумение согласовывать свои действия — получает штрафную красную фишку, которая в конце игры вычитается из общей суммы выигрыша.

Выигрывает пара, набравшая больше фишек.

Деревья

Задачи: те же.

Оборудование: 4 круга (диаметры 55, 25, 10, 10 см), 4 карточки с символическими изображениями растения, хвойного и лиственного деревьев, 11 картинок с изображением ели, сосны, березы, клена, дуба, а также двух роз и двух кустов малины.

* * *

1-й вариант. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки с символическим изображением и вспомнить, что они обозначают. Затем дети рассматривают картинки с изображением растений и определяют с помощью воспитателя их родовидовые отношения: все это растения, некоторые из них деревья (хвойные и лиственные); некоторые — цветы, а некоторые — кусты. Всех растений больше, чем деревьев. Деревьев меньше, чем растений. Всех деревьев больше, чем хвойных деревьев. Лиственных деревьев меньше, чем всех деревьев. После этого воспитатель обращает внимание на круги — места для картинок.

С помощью карточек с символическим изображением растений нужно обозначить круг, в котором надо расположить картинки с изображением растений, а также круги, в которых надо расположить картинки с изображением деревьев: лиственных и хвойных.

Пятерым детям предлагается выбрать картинку с изображением дерева, найти для нее место в кругах и положить ее там. Затем объяснить, почему они считают, что место этой картинки именно в этом круге.

Затем четверым детям предлагается выбрать одну картинку с изображением розы или куста, найти для нее место в кругах и положить ее в них.

В обсуждении местоположения картинок могут участвовать все дети. Воспитатель обращает внимание на то, что необходимо внимательно выслушивать мнение каждого, понять его, а затем уже высказать свое суждение. Подчеркивает, что следование этому правилу — в интересах всех участников обсуждения.

В конце обсуждения делается вывод, что место картинки с изображением дерева может быть в любом круге, потому что, например, сосна — это и растение, и дерево, и хвойное дерево; а место картинки с изображение цветов или кустов в большом круге.

За каждое правильное расположение картинки ребенок получает фишку, а за объяснение места его положения — две.

Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.

2-й вариант. Содержание игры соответствует первому варианту. Различие заключается в том, что игровое задание выполняет пара детей. При этом дети сами выбирают себе пару. В центре внимания воспитателя находятся моменты взаимодействия и общения между детьми. Он поощряет те пары детей, в которых есть равноправие при выполнении игрового задания: умение доброжелательно выслушивать друг друга, учитывать его мнение в деятельности.

За каждое правильное расположение картинки дети получают фишку, а за объяснение места ее положения — две; за проявление доброжелательных, равноправных взаимодействий во время выполнения игрового задания — три.

Выигрывает пара, набравшая больше фишек.

Примечание. При оценке выполнения игрового задания воспитатель объясняет, аргументирует свое мнение. Каждая пара детей может получить от 1 до 6 фишек.

Мир предметов

Задача: развивать умения устанавливать отношения между группой и подгруппами (класс — подклассы), определять их общие и частные характеристики.

Оборудование: 68 карточек с изображением одежды, обуви, головных уборов (16 шт.); мебели (6 шт.), посуды (12 шт.); инструментов (8 шт.); игрушек (6 шт.); предметов быта (6 шт.); транспорта (10 шт.) и других средств связи (2 шт.), 13 карточек с символическим изображением мира предметов, одежды, обуви, головных уборов; наземного, водного, воздушного транспорта; чайной, столовой посуды; инструментов, игрушек, большой круг (диаметр 55 см); 7 маленьких кругов (диаметр 10 см), фишки.

* * *

1-й вариант. Семеро детей усаживаются вокруг стола, посередине которого расположен большой круг и семь маленьких кругов. Воспитатель высыпает из конверта в большой круг 50 карточек с изображением одежды, обуви, головных уборов, посуды, инструментов, мебели и игрушек. Вместе с детьми переворачивает карточки лицом вверх и раскладывает их по всему пространству круга. После этого спрашивает: «Как можно назвать все то, что изображено на картинках?» Просит детей по очереди отвечать на вопрос. В процессе обсуждения всех вариантов ответа делается вывод: все это можно назвать одним словом — предметы или мир предметов.

Затем детям предлагается найти ответ на вопрос: «На какие группы (части) можно разделить эти предметы?» В результате обсуждения всех вариантов ответов на вопрос дети делают вывод: все эти предметы можно разделить на семь групп — одежда, обувь, головные уборы, игрушки, посуда, мебель, инструменты. Перед детьми раскладываются восемь карточек с символическим изображением этих групп предметов, и они определяют, что обозначают эти предметы.

Карточка с символическим изображением мира предметов кладется над большим кругом. Из остальных карточек каждый играющий выбирает одну и определяет, какую группу предметов он будет собирать. Каждый ребенок берет маленький круг и собирает в него свою группу предметов.

Выполнив задание, дети переносят свой маленький круг с карточками в большой круг и располагают над каждым маленьким кругом ту карточку, на которой символически изображены предметы, находящиеся в круге.

После этого воспитатель предлагает детям подумать и определить, на какие подгруппы можно разделить каждую группу предметов, изображения которых находятся в маленьких кругах. Необходимо выслушать и обсудить все варианты ответов на этот вопрос и прийти к единому мнению. Например, одежду и обувь можно разделить на две подгруппы: зимняя и летняя; посуду — на столовую и чайную.

Внутри маленьких кругов картинки с изображением предметов разделяются на подгруппы.

Затем дети по предложению взрослого обсуждают вопросы: «Что общего между всеми этими предметами?», «Что общего между предметами одной группы?», «Что общего между предметами подгруппы?», «Чем отличаются предметы одной группы от предметов другой?», «Чем отличаются предметы одной подгруппы от предметов другой?».

2-й вариант. Четверо детей усаживаются вокруг стола, посередине которого расположен большой круг, а вокруг него — четыре маленьких круга. Воспитатель высыпает из конверта в большой круг 12 карточек: 10 — с изображением транспорта, а также телефона и компьютера.

Дети по предложению взрослого переворачивают карточки лицом вверх и раскладывают их по всему пространству круга.

Воспитатель спрашивает: «Как можно назвать все то, что изображено на карточках?» По его предложению дети отвечают на вопрос по очереди. В процессе обсуждения особое внимание обращается на то, по какому критерию объединить телефон и компьютер — средства связи. С помощью взрослого дети делают вывод: все это можно назвать средствами связи и передвижения.

После этого дети обсуждают вопрос: «На какие группы (части) можно разделить эти предметы?» Выделяются две группы: средства связи и средства передвижения. Затем детям предлагается придумать, как символически обозначить эти группы (изобразить их на карточках). Карточки с символическим изображением видов транспорта, а также с придуманным изображением детьми телефона и компьютера раскладываются в ряд.

Воспитатель предлагает играющим выбрать одну из них, взять маленький круг и собрать свою группу предметов. Выполнив задание, дети переносят свой маленький круг с карточками в большой круг и располагают над ним ту карточку, на которой символически изображены предметы, находящиеся в круге.

Воспитатель предлагает детям определить, на сколько подгрупп можно разделить транспорт. Дети определяют, что их можно разделить на три подгруппы (наземный, водный, воздушный) и делают это.

Затем дети с участием взрослого обсуждают вопросы: «Что общего между всеми видами транспорта?», «Зачем он нужен людям?», «Чем отличается один вид транспорта от другого?»

3-й вариант. Восемь детей усаживаются вокруг стола, посередине которого разложены восемь больших карт с изображением групп предметов. Воспитатель спрашивает: «Как можно назвать все то, что изображено на картах. Почему их так можно назвать?», «Что объединяет эти предметы?», «Что у них общего?» В процессе обсуждения делается вывод: все это мир предметов, сделанных руками человека. Он ими пользуется в своей жизни.

После этого по предложению взрослого дети выделяют и называют группы предметов. Затем воспитатель последовательно поднимает большую карту с изображением группы предметов и просит детей определить вначале то, что их объединяет, а затем то, чем они различаются. Например, одежда нужна человеку, чтобы защищать тело от холода. Ее можно разделить на две подгруппы: зимнюю и летнюю.

В процессе обсуждения общего и различного в группах предметов воспитатель особенно поощряет разные варианты разделения группы предметов на подгруппы. Например, одежду можно разделить на подгруппы в зависимости от того, из какого материала она изготовлена. Он поощряет индивидуальные варианты критерия объединения или разделения предметов на группы и подгруппы даже такие, которые не совсем аргументированны. Из всех предложенных вариантов выбираются наиболее удачные с точки зрения большинства детей.

За правильный выбор всех предметов группы или подгруппы дети получают фишку. За правильно выделенный общий критерий, объединяющий предметы в группу или подгруппу — две. За правильно выделенный критерий, отличающий одну группу или подгруппу предметов от другой — три.

По завершении игры каждый из ее участников пересчитывает свои фишки и дети определяют, у кого их больше — кто выиграл.

Примечание. Выигравшие дети определяются после каждого варианта игры.

Мир растений

Задачи: развивать элементарные представления о сохранении целого при разделении его на части; о родовидовых отношениях.

Оборудование: большой круг (диаметр 55 см), 6 маленьких кругов (диаметр 10 см), 6 картинок (3x4 см) с изображением деревьев, цветов, ягод, овощей, фруктов, грибов, 7 карточек с символическим изображением растения, дерева, цветка, ягоды, овоща, фрукта и гриба, фишки.

* * *

По предложению воспитателя шестеро детей усаживаются вокруг стола, посередине которого разложен большой круг. Воспитатель высыпает из конверта в круг картинки с изображением всех растений и вместе с детьми раскладывает их по всему пространству изображением вверх.

После этого дети отвечают на вопрос: «Каким словом можно назвать то, что изображено на этих картинках?» Каждый ребенок отвечает на вопрос тихо, чтобы другие не слышали. Воспитатель сообщает ответы детям и вместе они приходят к выводу, что все это называется одним словом — растения.

Затем дети отвечают на следующий вопрос: «На какие группы (части) можно разделить все растения?» В результате совместного обсуждения дети приходят к выводу, что все растения можно разделить на шесть групп (частей): деревья, цветы, ягоды, овощи, фрукты, грибы.

Перед детьми раскладываются карточки с символическим изображением растительного мира и его подгрупп. Дети выбирают карточку и определяют, какую группу растений они будут собирать. Карточка с символическим изображением растительного мира кладется над большим кругом.

Дети берут по одному маленькому кругу, в который собирают свою группу растений. После этого они пересаживаются по часовой стрелке на соседнее место, проверяют, правильно ли выполнено игровое задание, и переносят маленький круг с картинками в большой круг. Над каждым маленьким кругом располагается карточка с символическим изображением группы растений, которые находятся в маленьком круге.

Дети отвечают на вопросы: «Чего больше — цветов или растений?», «Чего меньше растений или цветов?», «Почему ты так думаешь?»

За правильный ответ на первые два вопроса ребенок получает фишку, а за правильный ответ на третий вопрос — две.

Затем воспитатель предлагает детям подумать и определить, на какие подгруппы можно разделить каждую группу растений: деревья — хвойные и лиственные; цветы — садовые и полевые; грибы — съедобные и несъедобные и т.д.

Внутри маленьких кругов картинки разделяются на подгруппы. Дети вместе с воспитателем устанавливают, почему все группы растений объединяются, что между ними общего (движение — рост, питание, размножение). Определяются особенности (отличия) каждой группы и подгруппы растений.

За правильно выделенный общий признак, объединяющий растения в группу или подгруппу, а также за выделенный признак, отличающий одну группу растений от другой, ребенок получает три фишки.

По завершении игры каждый участник пересчитывает свои фишки, и дети определяют, кто больше фишек набрал.

Выигрыш можно распределить по трем уровням.

Домашние и дикие животные

Задачи:

— развивать элементарные представления о сохранении целого при разделении его на части; о родовидовых отношениях;

— учить устанавливать доброжелательные взаимодействия: внимательно слушать мнения, предложения друг друга и учитывать его при выполнении общей деятельности.

Оборудование: 4 круга (диаметр 55, 25 и 2 — по 10 см), 3 карточки с символическим изображением домашних и диких животных, 10 картинок с изображением кошки, собаки, лошади, коровы, лисы, зайца, медведя, белки, петуха и бабочки.

* * *

1-й вариант. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки с символическим изображением и определить, что они обозначают. Затем дети рассматривают картинки с изображением животных и с помощью взрослого определяют их отношения: все это животные, часть из них звери, некоторые домашние, а некоторые дикие; одна птица и одно насекомое. Всех животных больше, чем зверей. Домашних и диких зверей поровну.

После этого воспитатель обращает внимание на круги — места для картинок.

С помощью карточек с символическим изображением животных обозначают круг, в котором надо расположить картинки с изображением животных и в которых надо расположить картинки с изображением домашних и диких зверей.

Пятерым детям предлагается найти картинку с изображением любого живого существа и место для нее в кругах, а затем положить ее там. После этого объяснить, почему они считают, что место этой картинки именно в этом круге.

В обсуждении местоположения картинок могут участвовать и другие дети. Воспитатель обращает внимание на то. что каждый имеет право высказать свое мнение, подчеркивает, что необходимо выслушать мнение всех желающих высказаться, а затем выбрать наиболее удачное высказывание. Объясняет детям, что каждого обязательно выслушают при условии, что он будет слушать других детей.

Воспитатель поощряет детей, умеющих доброжелательно и внимательно слушать и понимать другого.

В конце обсуждения делается вывод о том, что место картинок с изображением животных может быть в любом круге, потому что, например, кошка — это живое существо и животное, но домашнее; а место картинок с изображением петуха и бабочки только в большом круге.

За каждое правильное расположение картинки ребенок получает фишку, а за объяснение места ее положения — две.

Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.

2-й вариант. Содержание начала игры соответствует первому варианту. Различие заключается в том, что игровое задание выполняют двое детей, при этом дети сами подбирают себе пару. В центре внимания воспитателя находится момент взаимодействия и общения между детьми. Он поддерживает и поощряет те пары, в которых есть равноправие при выполнении игрового задания: умение доброжелательно выслушивать и понимать друг друга, а также учитывать мнение друг друга в общей деятельности.

За каждое правильное расположение картинки в круге дети получают фишку, за объяснение места ее положения — две, а за проявление доброжелательных, равноправных взаимодействий во время выполнения игрового задания — три.

Каждая пара может получить от 1 до 6 фишек. Выигрывает пара, набравшая больше фишек.

Мир животных

Задачи: развивать элементарные представления о сохранении целого при разделении его на части; о родовидовых отношениях.

Оборудование: большой круг (диаметр 55 см) и 4 маленьких (диаметр 10 см), 65 картинок (3x4 см) с изображением животных (домашних и диких), птиц, рыб и насекомых, 5 карточек с символическим изображением животного мира, животных, птиц, рыб и насекомых, фишки.

* * *

По предложению воспитателя четверо детей усаживаются играть вокруг стола, посередине которого расположен большой круг. Воспитатель высыпает из конверта в круг картинки с изображением всех животных и вместе с детьми раскладывает их по всему пространству изображением вверх.

После этого дети отвечают на вопрос: «Каким словом можно назвать все то, что изображено на картинках?» Каждый ребенок отвечает на вопрос тихо. Воспитатель сообщает детям их ответы и вместе они приходят к выводу о том, что все это называется одним словом — животный мир.

Затем дети отвечают на вопрос: «На какие группы (части) можно разделить всех этих животных?» В результате совместного обсуждения делается вывод: мир животных можно разделить на четыре группы (части) — животные, птицы, рыбы и насекомые.

Перед детьми раскладываются карточки с символическим изображением животного мира и его четыре группы.

Дети выбирают карточку и определяют, какую группу животных они будут собирать. Карточка с символическим изображением животного мира кладется над большим кругом.

Дети берут один маленький круг и собирают в него изображения своей группы животных. Затем играющие пересаживаются на одно место по часовой стрелке и проверяют, правильно ли выполнено игровое задание. После чего переносят маленький круг с картинками в большой круг. Над каждым маленьким кругом располагается карточка с символическим обозначением группы животных, которые находятся в маленьком круге.

После этого дети отвечают на вопросы: «Чего больше — птиц или животных?», «Чего меньше — животных или птиц?», «Почему ты так думаешь?»

За правильный ответ на первые два вопроса ребенок получает фишку, а за правильный ответ на третий вопрос — две.

Затем детям предлагается подумать и определить, на какие подгруппы можно разделить каждую группу животных. Например, животные — домашние и дикие: рыбы — речные и морские и др. Внутри маленьких кругов картинки разделяются на две подгруппы.

Дети вместе с воспитателем устанавливают, почему все группы животных объединяются, что у них общего и что различного. Определяются особенности (отличия) каждой группы и подгруппы животных.

За каждый правильно выделенный общий признак, объединяющий животных в группу или подгруппу, а также за выделенный признак, отличающий одну группу животных от другой, ребенок получает три фишки.

По завершении игры каждый из его участников пересчитывает свои фишки и все определяют, кто больше фишек набрал.

Примечание. Для игры объединяются дети, изъявившие желание в нее играть. Каждый игрок может выйти из игры, если захочет. Дети, не участвующие в игре, могут наблюдать за ее процессом и принимать участие в общем разговоре, обсуждении поставленных в ней вопросов.

Взрослые и дети

Задачи:

— развивать элементарные представления о родовых отношениях, семье;

— объяснительную речь.

Оборудование: 1 большой и 3 маленьких прямоугольника, 7 картинок с изображением бабушки, дедушки, папы, мамы, троих детей.

* * *

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением взрослых и детей, определить их родственные отношения. После этого он обращает внимание на прямоугольники: дом и комнаты. Вместе дети определяют, что большой прямоугольник — это дом, в котором живет семья, маленькие прямоугольники — комнаты, в которых живут отдельные члены семьи. Затем каждый играющий берет набор картинок и раскладывает их в маленькие прямоугольники — комнаты.

В процессе выполнения игрового задания воспитатель разговаривает с отдельными детьми о том, почему он расселяет членов семьи по комнатам именно так.

Когда все дети выполнили игровое задание, воспитатель предлагает рассмотреть, как они расселили в доме семью, и высказать свое мнение, опираясь на личный опыт.

За адекватное расселение членов семьи ребенок получает фишку, а за объяснение отношений между ними — две.

Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.

Игры на развитие умения объединять объекты на основе общих понятий

Кто больше знает?

Задачи:

— расширять и уточнять представления о растительном мире, объединять его объекты на основе общих понятий: овощи, фрукты, ягоды, цветы;

— развивать способность действовать в соответствии с правилами игры.

Оборудование: 5 больших карт с сюжетными рисунками: ежи на поляне, грибы в лесу, помидор на грядке, кусты малины, роз, сливы со спелыми сливами; 20 маленьких карточек с изображением овощей (свекла, лук, огурец, капуста, морковь), фруктов (яблоко, груша, лимон, апельсин, банан), цветов (гвоздика, василек, ромашка, мак, одуванчик), ягод (смородина, клубника, вишня, крыжовник, брусника).

* * *

1-й вариант. Воспитатель берет все маленькие карточки и кладет их стопкой перед собой рисунками вниз. Снимает карточки по одной и показывает их играющим, спрашивая, что здесь нарисовано. Ребенок, первым правильно ответивший на вопрос, получает карточку и кладет ее перед собой изображением вверх. Если никто из играющих не может ответить правильно, карточка откладывается в сторону.

Выигрывает тот, кто больше всех набрал карточек.

2-й вариант. Играющим предлагается выбрать по большой карте и положить ее перед собой. Маленькие карточки воспитатель перемешивает, а затем объясняет правила игры: вначале предлагает рассмотреть, что нарисовано на больших картах, и назвать это. Затем показывает играющим маленькую карточку и они должны догадаться, кому она нужна — к какой большой карте она подходит. Например, огурец подходит к той карте, где нарисован помидор, — это овощи. После этого воспитатель показывает играющим по одной маленькой карточке, а те, у кого есть большая карта, к которой подходит маленькая, должны назвать, что на ней изображено. Например: «Это вишня. У меня нарисована слива. Это фрукты». Получив карточку играющий кладет ее возле своей большой карты.

Выигрывает тот, кто первым собрал все свои маленькие карточки (их должно быть 5).

3-й вариант. Большие карты остаются у воспитателя. Маленькие карточки перемешиваются и распределяются поровну между играющими. Затем большие карты по одной раскладываются на отдельных столах. Играющие должны положить свои маленькие карточки возле подходящих для них больших карт.

Когда играющие разложили свои карточки, они вместе с воспитателем определяют, все ли маленькие карточки на своих местах. Воспитатель подчеркивает, что у этой карты должны быть ягоды, у этой — овощи, у этой — грибы и т.д.

Выигрывает тот, кто первый и правильно разложил все свои маленькие карточки.

Примечание. Когда дети начнут свободно ориентироваться в содержании игры, можно организовать ее в условиях, когда игровую задачу выполняют двое или трое детей и выигрывает пара (группа), правильно решившая эту задачу первой.

Содержание игры каждого варианта можно разделить на 2—3 части. Например, вначале играть с карточками с изображением овощей и фруктов, затем с карточками, на которых изображены цветы, а после этого — с картинками, на которых изображены грибы, ягоды.

Птицы

Задачи:

— расширять и уточнять представления о животном мире: домашних и диких птицах;

— обогащать словарь обобщенными наименованиями: птицы, птенцы, домашние и дикие птицы.

Предварительная работа: на прогулках понаблюдать за птицами, поговорить о том, как они выглядят (величина, окраска), какие из них постоянно живут в этой местности, а какие улетают в теплые края, а весной возвращаются и т.д. Рассмотреть их изображения на картинках.

Оборудование: 2 набора карточек с изображением взрослых домашних и диких птиц: курицы, гуся, индюка, утки (по 2 каждого); вороны, воробья, голубя, сороки, ласточки, снегиря, дятла; а также 10 с изображением птенцов этих птиц, фишки.

* * *

1-й вариант. Воспитатель кладет все карточки с изображением взрослых домашних и диких птиц стопкой перед собой рисунком вниз. Играющие усаживаются за столами полукругом. Воспитатель снимает по одной карточке, показывает их играющим, спрашивая, что здесь нарисовано. Тот играющий, который первым правильно назвал птицу, получает карточку с ее изображением и кладет ее перед собой. Если никто из детей не может правильно назвать птицу, воспитатель называет ее и кладет карточку в сторону.

Выигрывает тот, кто больше собрал карточек.

2-й вариант. Карточки с изображением птиц перемешиваются и поровну распределяются между играющими, которые кладут их перед собой. Карточки с изображением птенцов остаются у воспитателя. Он показывает играющим по одной карточке, спрашивая: «Чьи это птенцы?», «У кого есть их мамы?» Ребенок, правильно назвавший птенцов, получает эту карточку.

Выигрывают те, кто правильно назвал птенцов и нашел их маму.

3-й вариант. Карточки с изображением птенцов перемешиваются и поровну распределяются между играющими. Карточки с изображением взрослых птиц раскладываются в ряд на столах. Играющие должны рассмотреть, чьи птенцы изображены на их карточках, найти их мам и положить их птенцов под ними. Воспитатель внимательно наблюдает за действиями играющих и тем, кто первый нашел птенцам их мам, дает фишки: первому — красную, второму — зеленую, третьему — желтую.

Выигрыш распределяется по трем уровням.

Животные Земли

Задачи:

— расширять представления о характерных объектах живой и неживой природы на земном шаре (на примере Австралии и Арктики);

— развивать представления о взаимосвязи объектов живой и неживой природы.

Предварительная работа: воспитатель вместе с детьми рассматривает большие и маленькие карточки и определяет, что на них нарисовано. В процессе разговора необходимо дать возможность детям поделиться знаниями о жизни изображенных животных и условиях их обитания, приобретенных в детском саду и дома. Можно использовать соответствующие тексты художественных произведений.

Оборудование: 2 большие карты, посередине одной изображен ландшафт жарких стран, а посередине второй — ландшафт Севера. Вокруг изображенных ландшафтов 9 пустых клеток. 18 маленьких карточек, на которых изображены животные, обитающие на Севере (белый медведь, тюлень, песец, кит, морж, олень, чайка, полярная сова, снежный барс), и живущие в жарких странах (тигр, зебра, лев, кенгуру, слон, жираф, бегемот, носорог, обезьяна).

* * *

1-й вариант. Воспитатель перемешивает маленькие карточки и кладет их стопкой перед собой изображением вниз. Он последовательно показывает карточки и просит назвать изображенное на них животное. Ребенок, правильно назвавший животное, получает карточку и кладет ее перед собой изображением вверх. Если никто из играющих не называет изображенное животное, его называет воспитатель и откладывает карточку в сторону.

Выигрывает тот, у кого больше карточек.

2-й вариант. Дети распределяются в пары. Каждая пара играющих выбирает себе одну большую карту и кладет перед собой изображением вверх. Воспитатель спрашивает у играющих, что изображено на их карте. После этого он последовательно показывает маленькие карточки и просит сказать, кому она нужна и объяснить, почему они так считают. Например, это белый медведь, он живет в Арктике. И если животное обитает в условиях, изображенных на большой карте, которая есть у детей, они получают маленькую карточку и кладут ее в пустую клетку большой карты.

Выигрывает пара, первой собравшая все свои маленькие карточки.

3-й вариант. Все карты перемешиваются и раскладываются на столе. Дети подбирают себе пару, выбирают по одной большой карте, а затем собирают к ней маленькие карточки.

После этого воспитатель спрашивает у детей, изображения каких животных они собрали и почему.

Выигрывает пара, правильно собравшая маленькие карточки к своей большой карте, назвавшая их и объяснившая, почему они их выбрали.

Авторы: Давидчук А. Н., Селихова Л. Г.

Похожие статьи:

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет

Развивающие игры в картинках для детей 6-7 лет

Игры на развитие памяти и внимания у детей 4-8 лет

Игра о профессиях для дошкольников

Музыкальные игры для детей 5-6 лет в детском саду

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!