Методика раннего развития. Методика доктора Спока

Методика раннего развития. Методика доктора Спока

Мы расскажем вам о том, как рекомендует развивать и воспитывать детей известный детский врач и педагог Бенджамин Спок.

Семейные уроки доктора Спока

Ребенок рождается, чтобы стать разумным и добрым человеческим существом. Не бойтесь любить его и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны. Не бойтесь выполнять желания своего ребенка, если они кажутся вам разумными и не делают вас его рабом. (Б. Спок)

Революционная педагогика доктора Б. Спока

Поклонники американского ученого, детского врача и педагога Бенджамина Спока часто называют его гуру, учителем и добрым советчиком для всех молодых родителей. Не одно поколение выросло на его книгах, с тех пор как в 1946 году появилась и самая знаменитая из них — «Ребенок и уход за ним».

Эта настоящая «библия» воспитания выдержала множество переизданий, была переведена на 42 языка, став настольной книгой для родителей всего мира и самым раскупаемым изданием после Библии. Ее общий тираж превысил 50 миллионов экземпляров. С простотой и изяществом, с юмором и тактом автор сумел донести до родителей идеи, которые к тому времени были известны лишь узкому кругу психологов и психиатров.

С именем доктора Спока связан настоящий переворот в семейном воспитании, обозначивший решительный переход от авторитаризма в общении с детьми к гуманизму, к демократической педагогике. Спок не столько теоретик, сколько практик-экспериментатор, гарантирующий педагогический успех, заботливо оберегающий родителей от неоправданного риска, неумелого новаторства и ошибок. Особой популярностью пользуются рекомендации Спока у молодых матерей. А выражение «воспитание по Споку» уже стало крылатым. Это воспитание гуманистическое, творческое, опирающееся на две силы — на научное знание и народную мудрость.

Сегодня вряд ли найдется мама, которая не знает, что ребенка не следует туго пеленать и не обязательно кормить по расписанию. Но в середине XX века эти «странные» советы доктора Спока стали настоящей сенсацией. Какие еще тайны открыл родителям американский педиатр, ставший авторитетным семейным воспитателем?

Бенджамин Спок родился в 1903 году в Нью-Хейвене (штат Коннектикут, США) в семье преуспевающего юриста. Мать Бенджамина, Милдред-Луиз, женщина строгая и властная, привыкшая скрывать свои чувства, была воплощением пуританства. Одним из главных авторитетов по «детским» вопросам в Америке считался тогда доктор Джон Уотсон.

«Никогда, ни за что не целуйте своего ребенка, — строго-настрого наказывал он папам и мамам в книге «Психологическое воспитание младенца и ребенка», — никогда не берите его на руки. Никогда не качайте колыбель».

Похоже, Милдред-Луиз была прилежной ученицей Уотсона, а педагогический арсенал в ту пору состоял, по определению одного из журналистов, из «закоснелых пособий, суждений, унаследованных от викторианской эры, поучений бабок и доброжелательных, но не всегда грамотных советов соседок, свекровей и тещ». Вполне вероятно, что в знак протеста против методов воспитания, практиковавшихся, в частности, и в его семье, Бенджамин Спок и написал свою книгу.

Для большинства американских пап и мам новое пособие было подобно глотку свежего воздуха. Даже Милдред-Луиз, прочтя сочинение сына, сказала: «Что ж, Бенни, на мой взгляд, весьма недурно». А молодые мамы читали книгу как увлекательный роман. «У меня такое чувство, — признавалась в письме автору одна из читательниц, — будто вы разговариваете со мной, а главное, считаете меня разумным существом...»

Наибольшее влияние оказали на Спока идеи Зигмунда Фрейда. Молодой медик решил пройти курс Дидактического анализа. С аналитиком ему повезло — им оказался Дональд Винникотт, гуманист в не меньшей мере, чем фрейдист. Результаты анализа воодушевили Спока, позволили ему пересмотреть свое мироощущение, по-новому взглянуть на собственные эмоциональные проблемы с опорой на ранний детский опыт.

Спок был увлечен настолько, что решил сам стать практикующим психоаналитиком. По его убеждению, решение детских проблем следовало начинать с проблем родительских. Некоторое время он работал с молодыми семьями, стремясь предостеречь будущих родителей от предстоящих проблем. Свои размышления, предназначенные родителям, он обобщил в первой книге «Психологические аспекты педиатрической практики».

Фактически книга явилась приложением теории Фрейда к практике ухода за ребенком: кормлению, отлучению от груди, приучению к горшку, дисциплине и многим другим поведенческим и эмоциональным проблемам. Избегая теоретических рассуждений, — Спок, по существу, пытался вложить основы психоанализа в умы американского среднего класса. Опираясь на еще одно положение Фрейда — что подавление детских поведенческих реакций может в будущем вызвать серьезные невротические нарушения, — Спок предлагал родителям быть терпеливыми, терпимыми и спокойно пережить определенные стадии детского развития. Через несколько лет материал этой первой и наименее известной книги доктора Спока лег в основу другой книги — той, что принесла ему всемирную славу.

Сам Бенджамин Спок не раз говорил, что постарался воплотить в жизнь идеи крупнейших мыслителей-гуманистов начала XX столетия, полагая, что «вовсе не обязательно загонять детей во взрослую жизнь с помощью дисциплинарных методов — они вполне могут стать взрослыми по собственной воле».

Британский психолог Пенелопа Лич, считающаяся одним из ведущих в мире специалистов по проблемам развития ребенка, называла Спока «первым, кто взглянул на маленького ребенка, даже младенца, как на полноправного человека. Детская душа интересовала его так же, как и тело, что не было характерно для большинства врачей того времени».

Парадоксы воспитания доктора Б. Спока

Доктор Спок — личность, безусловно, выдающаяся, но в то же время и достаточно противоречивая, о чем не раз говорили и его критики, и сторонники. Но удручает то, что «гуру либералов от просвещения», настаивавший на воспитании детей без стрессов, в любви и радости, с собственными детьми вел себя совсем иначе.

Несколько лет назад сыновья доктора Спока, Майкл и Джон, устав от легенды об «апостоле мягкости», впервые нарушили молчание, выступив в программе ВВС с исповедью о своем «счастливом детстве». «Портрет Б. Спока в семейном интерьере» не имел ничего общего с расхожим имиджем. Добрейший «доктор Айболит», весь жар души отдававший чужим детям, с домашними был холоден, суров и деспотичен. Скупой на ласку, улыбки, задушевные беседы, т. е. на все то, к чему сам рьяно призывал каждого родителя, Спок своим отчуждением доставил немало страданий сыновьям и жене, которая в конце жизни впала в глубокую депрессию.

Неосознанно копируя собственных родителей, знаменитый доктор воспитывал своих детей методами предшественника, Джона Уотсона, слывшего главным авторитетом по этой части в так называемый доспоковский период. Мрачный и педантичный Уотсон, считавший ребенка аморфной массой, из которой можно вылепить что угодно, указывал родителям на необходимость формировать отпрысков холодно и точно, как гончар глину, дабы не испортить человеческий материал (не целовать, не обнимать, не реагировать на капризы, кормить по часам и по схеме и т. д.).

Выпустив книгу, быстро превратившуюся в бестселлер, Уотсон апробировал изобретенную систему на Двух своих сыновьях. В итоге один из них покончил Жизнь самоубийством, а второй стал психоаналитиком.

Сраженный результатом, «гуру» публично отказался от принесшего ему известность сочинения, признав, что «слишком мало знал то, о чем решил написать». Но было поздно. «Гуруманы» уже воспитывали детей по-уотсоновски, мучая их и страдая сами.

С появлением Спока, резко качнувшего систему воспитания в противоположную сторону, многие облегченно вздохнули. Его рецепт счастья для родителей с детьми был сказочно прост и приятен: максимум любви, минимум запретов и никаких конфликтов. Миллионы энтузиастов пошли по жизни с книгой нового гуру в руках. Прошли годы, прежде чем появились первые тревожные сигналы: методика популярного педиатра давала сбои.

Чтобы избавиться от возникших сомнений, одна из последовательниц Спока, психолог М. Гриббин, провела исследование: несколько лет подряд она изучала и сравнивала детей из обычного садика (где требуют соблюдать дисциплину, ставят в угол, заставляют есть полезный, но нелюбимый шпинат) и, так сказать, «эксклюзивного», с богатым арсеналом всевозможного развивающего оборудования, где дети делают все, что хотят, а персонал в случае «невежливого поведения» обласкивает каждого маленького забияку, интерпретируя его выходки как «потребность обратить на себя внимание окружающих, сигнал того, что он обделен заботой и любовью».

Результаты оказались неутешительными. Дети из «традиционного» садика не только выглядели, но и чувствовали себя гораздо счастливее тех, кого воспитывали по-новому. Неограниченная свобода лишала малышей необходимых ориентиров в сложных ситуациях, что делало их нервными, агрессивными и вело к той или иной патологии. В то время как обычные дети увлеченно играли в групповые игры (по 3—4 человека), легко осваивая азы социализации, «споковцы» поодиночке без конца ссорились друг с другом, постоянно выясняли отношения. Разочарованному «отцу вседозволенности» пришлось в конечном счете признать, что его методы воспитания не сделали подросшие поколения молодежи более счастливыми и психически крепкими.

Однако Спок хорошо понимал проблему слишком буквального восприятия своей системы воспитания. Ухаживая за ребенком «по Споку», родители теряли свое ведущее положение, так как верили, что ребенок лучше знает, что ему нужно, а свою роль видели лишь в том, чтобы следовать за его побуждениями.

Уже в 50-е годы Спок начал предостерегать от крайностей. Во втором издании своей знаменитой книги (1957) он акцентировал роль родительского авторитета, в третьем (1968) значительно расширил главу «Дисциплина», где, оставаясь на своих прежних позициях относительно определяющей роли родительской любви в воспитании ребенка, подчеркивал также обязанность родителей ставить перед Детьми разумные ограничения, учить их на примерах и наставлениях, что правильно и что прилично.

Авторитет скончавшегося в 1998 году Спока продолжает оставаться очень высоким. Однако свято место пусто не бывает, и сегодня «гуруманы» от воспитания уже поклоняются новому кумиру — семейному доктору Стиву Биддалфу. Выросший в Австралии англичанин, психолог по образованию, написал очередной бестселлер — «Секрет счастливых детей», который был переведен на 15 языков и издан миллионным тиражом.

Помимо Великобритании особую популярность эта книга приобрела в Китае и Германии. Ее адресат универсален (родитель с любым уровнем образования, стоящий на любой ступеньке социальной лестницы, имеющий детей от грудничка до подростка), язык прост, картинки похожи на комиксы, мысли — здравые, советы — максимум практичности.

Автор призывает родителей избегать двух основных ошибок: не становиться тиранами самим и не позволять превращаться в них детям. Ведь родители — тоже люди, только взрослые. Действовать методом убеждения «по Споку» хорошо, считает Биддалф, но трудно и долго. Не у каждого родителя в наши дни хватит на это времени и энергии. Поэтому смоделировать правильный стереотип поведения малыша лучше четкой и ясной подсказкой в утвердительной форме.

Например, вместо того чтобы увещевать неуемное чадо фразой «Не выбегай на проезжую часть!», лучше коротко, не вдаваясь в подробности, скомандовать ему: «Стой на тротуаре рядом со мной!» — и точка. Биддалф привлек родителей здравомыслием: детям необходимы интеллектуальные и эмоциональные стимулы, без них они устают и скучают; занимаясь с ребенком, не следует предъявлять к нему завышенных требований, ибо совместная деятельность, которая сближает и творчески обогащает, — уже сама по себе польза; важно выслушивать и поддерживать ребенка в решении его проблем; будь последователен в своих действиях, за плохое поведение наказывай, но плохое настроение на детях не срывай и т. д.

Впрочем, нынешние родители не так доверчивы, как предыдущее поколение. Их пытливый ум, щепетильность, а также доступ к большим объемам информации, в том числе и благодаря Интернету, позволяет не вдаваться в крайности, а рассчитывать на свою интуицию. Они прислушиваются к советам, но не перекладывают ответственность за ребенка на авторов многочисленных воспитательных программ. Доступность специальной психологической литературы, многочисленные журналы, посвященные развитию малышей, расширяющиеся возможности общения на форумах с другими мамами и папами повышают уровень самосознания современных молодых родителей.

Не так давно был проведен опрос 200 мам, имеющих детей в возрасте от 3 месяцев до 7 лет. Было интересно, прислушиваются ли они к советам доктора Спока или же вообще отказываются от каких- либо «внешних влияний» и ориентируются на свою интуицию. Оказалось, что:

➣ лишь 3 % молодых мам используют в уходе и общении с ребенком советы доктора Спока;

➣ 50 % опрошенных, хотя и не читали его книг, категорически против данных доктором Споком рекомендаций, о которых они слышали от знакомых. Именно поэтому они либо обращаются к другим авторам, либо при необходимости советуются со своими знакомыми, родственниками, друзьями;

➣ 30 % мам читали его книгу, но не согласны со многими описанными в ней советами, хотя и признаются, что периодически открывают ее, в случае если возникают трудности и необходимо срочно их преодолеть;

➣ 17 % респондентов пытались следовать советам Спока после прочтения статей, посвященных идеям знаменитого доктора, или понаблюдав за другими семьями, где активно используют его советы, но не получили ожидаемого эффекта, поэтому больше ориентируются на свой опыт и собственные принципы воспитания.

Что ж, воспитание «по Споку» критикуют давно и постоянно, но при этом иногда забывают: Спок ведь не педагог! Он и не собирался создавать целостную педагогическую систему с методиками, пособиями, конкретными программами и разработками. Педагогика Спока — это просто комментарии к ответам на медицинские вопросы. Добрый доктор учит юную маму, что делать, если у ребенка болит животик, а заодно рассказывает, как малыш видит мир. «Ребенок не готовится жить, он уже живет!» — вот суть споковского учения. В то же время его гуманистические идеи с годами не теряют актуальности.

Споку более чем кому-либо подходит определение «сын своего века». Его рождение пришлось на начало, а смерть — на последние мгновения ушедшего столетия, когда взоры человечества устремились уже в грядущий век. Спок не обогнал свое время, он шел в ногу с ним, проживал его шаг за шагом, чутко впитывая научные идеи и общественные настроения и сам создавая ту идейную атмосферу, которую с готовностью приняли современники.

Конечно, и сегодня Спока следует читать, но только внимательно. И чем более позднего — тем более внимательно, обратив особое внимание на ключевой завет молодым родителям: «Поверьте в себя. Вы знаете больше, чем вам кажется».

Похожие статьи:

Как обучать ребенка чтению и математике

Как обучать ребенка

Как развивать двигательную активность ребенка

Методика воспитания детей Глена Домана

Методика раннего развития детей. Методика Никитина

Комментарии (1)
Шамиль # 27 декабря 2014 в 08:51 0
Доктор Спок, в конце своей жизни, сам разочаровался в своём методе. Так как дети воспитывавшиеся в детских садах по его методу отличались эгоизмом и неуживчивостью, тогда как дети воспитывавшиеся в обычных садиках легко находили общий язык друг с другом и спокойно взаимодействовали в решении социальных задач. Поэтому нужно очень осознанно подходить к его методикам!