Внеклассное мероприятие по биологии, 5 класс

Тематический вечер в 5 классе. Сценарий «Удивительное путешествие в город полезных напитков»

Цель: дать представление о значении жидкости для жизнедеятельности организма, необходимом количестве жидкости в ежедневном рационе питания человека, разнообразии и ценности напитков.

Оборудование: столы, накрытые скатертями, подносы, стаканы, фильтры для воды, заварник, грелка для чайника, чайная заварка, минеральная вода, соки и молочные напитки, ягоды, овощи, сахар, надувные шары, кусочки хлеба, кисель, мед, таблица «Содержание витаминов в соках», плакат «Процентное содержание жидкости в организме человека», плакат «Сказочный город», костюмы Повелителя воды, Повелителя морсов и киселей, Повелителя соков, Повелителя молока, Повелителя чая.

Ход мероприятия

Учитель. Мы с вами отправляемся в путешествие в город полезных напитков. Но чтобы попасть в него, необходимо перейти пустыню. Закройте глаза и представьте, что мы в самом сердце жаркой пустыни. Солнце нещадно палит, ноги утопают в горячем песке.

Горячее солнце,

Горячий песок,

Горячий воздух.

Воды бы глоток...

- Почему же так хочется пить?

Дети. Потому что в жару вместе с потом из нашего организма выделяется большое количество жидкости. И организму необходимо эти потери восполнить.

Учитель. Да, действительно, вода очень нужна нашему организму. Она помогает нам расти, справляться со всякими болезнями, становиться сильными и крепкими. Поэтому очень важно каждый день пить достаточное количество жидкости. А сколько это? Хотите подсчитать? Для этого умножьте свой вес на 80, а потом разделите полученный результат на 1000.

Дети, узнав заранее по заданию учителя свой вес, проводят математические вычисления. В среднем у детей 10-11 лет должно получиться около 2,5 литров.

Учитель. Данные, которые вы получили, ненамного отличаются друг от друга. А как можно представить эту цифру?

Учитель предлагает детям посмотреть на демонстрационный стол, на котором находится стеклянная банка, в которой около 2,5 литров воды.

Учитель. Это количество жидкости вам необходимо ежедневно. Кстати, если вы занимались в течение дня спортом, то вам нужно будет выпить больше воды. Ведь когда вы бегаете, прыгаете, ваш организм активно работает и тратит жидкость. Эти траты необходимо восстановить. А как? Об этом мы и поговорим сегодня. А помогут нам жители города, который мы видим на горизонте.

На доске вывешивается изображение сказочного города.

Учитель. Поскольку этот город сказочный, то в первый дом нас зовет необычный хозяин - это Повелитель воды. И это не случайно. Ведь вода - основа любого напитка. Давайте зайдем в этот дом.

На первом столе заранее приготовлена трехлитровая банка с водой, два надувных шарика, минеральная вода, домашний фильтр для очистки воды.

Первый ученик (в костюме Повелителя воды). «Сок жизни» - такое красивое название дал воде выдающийся ученый, художник, скульптор Леонардо да Винчи. Наш организм почти на 80 % состоит из воды.

Показывает наглядное пособие - плакат с изображением процентного содержания жидкости в организме человека.

Поэтому человек может прожить без воды не больше 2-3 дней. Вы уже знаете, какое количество жидкости требуется вам ежедневно. Часть ее поступает в организм с теми напитками, которые вы выпиваете в течение дня. А часть воды поступает в организм человека с пищей. Поэтому так важно ежедневно есть жидкую пищу - супы. А вот питаться всухомятку очень вредно. Хотите убедиться в этом?

Ученик берет два надувных шарика. Детям объясняется, что стенки человеческого желудка, так же как и стенки шарика, могут растягиваться и сжиматься. Затем с помощью учителя в один шарик помещаются кусочки хлеба, а в другой через воронку вливается кисель. Детям предлагается сравнить форму двух шариков - один с неровными боками, другой - гладкий, круглый, и ответить на вопрос: «Какому «желудку» труднее работать, какой «желудок» может мешать человеку легко двигаться» и т. д.

Учитель. Очень важно, чтобы в организм человека попадала вода хорошего качества, без содержания вредных веществ, способных повредить здоровью. А теперь попробуйте объяснить, почему нельзя пить воду прямо из водопроводного крана?

Дети отвечают, что в водопроводной воде много вредных веществ и ее необходимо очищать с помощью специального прибора - фильтра. Демонстрация фильтров.

Такие приборы есть у многих из вас дома. А у некоторых из вас наверняка родители заказывают очищенную воду на дом, которую получают из природных источников и привозят в больших бутылях. Кто из вас может сказать, воду какой фирмы вам привозят?

Дети перечисляют названия фирм.

Но если в вашей семье не заказывают воду и нет фильтра, то прежде чем пить воду из-под крана, прокипятите ее. Кроме очищенной и привозной воды можно употреблять воду, полученную из минеральных источников и содержащую много полезных для организма веществ и минералов, которые оказывают лечебное действие на организм человека. Вот некоторые виды минеральной воды.

Демонстрация образцов воды.

Но такую воду нельзя пить очень часто. Дело в том, что газ, растворенный в ней, способен постепенно разрушать зубы.

А теперь мы отправляемся в следующий дом, где живет Повелитель морсов и киселей.

На втором столе заранее приготовлены ягоды для изготовления морса, сахар, кувшин с теплой водой и ложка.

Второй ученик (в костюме Повелителя морсов и киселей).

Не толпитесь у дверей,

Проходите поскорей.

Здесь вас с морсом, ребятишки,

Ждут баранки и коврижки.

Третий ученик. Знаете, ребята, как готовятся морсы? Если в кипяченую воду добавить немного ягод и сахара, получится этот очень полезный напиток. Перед употреблением морсы обычно охлаждают. Особенно полезны морсы из клюквы, брусники, которые не только содержат много витаминов, прекрасно утоляют жажду, но и помогают разбудить аппетит. Я положу три ложечки ягод и ложечку сахара, затем ложкой раздавлю ягоды и залью доверху водой, размешаю ягоды в стаканчике - и морс готов.

Ученик показывает порядок приготовления морса. Пробует и говорит, что получилось сладко и очень вкусно.

Учитель. А еще из воды и ягод можно приготовить другие замечательные напитки. Для того чтобы узнать их название, отгадайте загадки.

Фрукты, ягоды сварились,

Вкусно елись, сладко пились.

Дети. Компот!

Учитель.

Дяденька смеется,

На нем шубонька трясется.

Дети. Кисель.

Учитель. А теперь нас ждут в третьем доме. Здесь обитает Повелитель соков.

На третьем столе заранее приготовлены капуста, редька, мед, нож, разновидности соков.

Четвертый ученик (в костюме Повелителя соков).

Он бывает всех цветов,

В нем витаминов куча.

Я пить его всегда готов,

Ведь нет напитка лучше.

Он морковный и томатный

И на вкус и цвет приятный.

Чтоб здоровым стать ты смог,

Пей скорей фруктовый ...

Дети. Сок!

Пятый ученик. А вы знаете, из чего можно приготовить соки?

Дети называют продукты, из которых может быть приготовлен сок.

Вы, конечно, знаете, что сок не только вкусный, но и полезный напиток. В каждом виде сока содержится большое количество витаминов. Мы писали рефераты о витаминах и убедились, насколько они необходимы нашему организму. На этой таблице вы можете увидеть, какие витамины и в каком количестве есть в различных соках.

Показывает наглядное пособие - плакат с таблицей содержания витаминов в соках.

Учитель. А ведь сок не только очень вкусный и полезный напиток, он еще может быть и замечательным лекарством. Из этих овощей тоже можно приготовить сок. Только не для питья, а для борьбы с хворями и болезнями. Сейчас мы с вами научимся получать эти лечебные соки.

Демонстрация получения сока редьки, смешанного с медом, и сока капусты.

Для того чтобы получить сок редьки, нужно разрезать ее пополам и с помощью ложки выбрать часть серединки. Затем туда кладется немного меда. Очень быстро в подготовленное отверстие начнет поступать сок. Смешанный с медом, он очень вкусен и помогает избавиться от кашля.

Для того чтобы использовать капустный сок, нужно снять несколько капустных листьев и помять их рукой. Затем эти листья с выступившим соком прикладывают к больному месту и привязывают бинтом. Теперь вы знаете, что капустный сок - не только вкусное и полезное питье, но и прекрасное лекарство. А значит, никакие болезни вам не опасны.

Далее мы отправляемся в гости к Повелителю... Хотите узнать его имя? Тогда отгадайте загадку.

Шестой ученик (в костюме Повелителя молока).

Оно течет - но не вода.

Оно, как снег, бело всегда.

На вкус узнать его легко

Ведь это в крынке...

Дети. Молоко!

Шестой ученик. Да, мы отправляемся в дом к Повелителю молока и молочных напитков.

Учитель. Вы все знаете, что молоко необходимо для роста детского организма, и сейчас мы споем песенку о маленьком поэте и молоке.

Физкультминутка

Выполнение детьми упражнений и исполнение песни М. Дунаевского на слова Н. Олева «33 коровы».

На четвертом столе заранее приготовлен набор продуктов из молока - кефир, простокваша, ряженка, йогурт, бифидок, кумыс.

Учитель. Повелитель молока желает проверить, насколько вы любите и знаете молочные напитки. Давайте проведем небольшой конкурс...

Вызываются три ученика для участия в конкурсе.

Вы с закрытыми глазами должны отгадать молочный напиток по вкусу.

Дети отгадывают три молочных напитка, разлитые по стаканам.

Шестой ученик. Молоко и молочные продукты содержат не только воду, но и большое количество питательных веществ, необходимых нашему организму для роста, работы. Поэтому молоком можно утолить не только жажду, но и голод. Не случайно из молока готовят много разнообразных продуктов. А вы знаете, какие молочные напитки получают из молока?

Дети называют известные им молочные напитки. Учитель выставляет эти напитки на демонстрационный стол.

Учитель. Вы назвали такой напиток, как кумыс. А вы знаете, что это лекарственный напиток? Его получают специальным методом из молока лошадей. С его помощью излечивают болезни легких и почек. А еще можно изготовить напиток из овса - он называется буза. Его изготавливают, настаивая кипяченую воду на толченом овсе. Кто хочет подробнее узнать об этих напитках, может после урока найти информацию о них на нашем стенде.

К уроку заранее готовится стенд с информацией о напитках, с которыми дети знакомятся на данном уроке.

Седьмой ученик. Посмотрите, кто-то машет нам рукой и приглашает нас в свой дом. Да это же Повелитель чая!

На пятом столе заранее приготовлены пачки с различными видами чая, заварочный чайник и кипяток для заварки.

Чай - любимый напиток многих народов. О нем так и говорят: «Чай пить - приятно жить», «Устал - пей чай, жарко - пей чай, хочешь согреться - пей чай». Чай - прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

Восьмой ученик (в костюме Повелителя чая).

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир.

Учитель. Существует много сортов чая. Знаете ли вы, что чай может отличаться по цвету? Какие виды чая, отличающиеся по цвету, вы можете назвать?

Дети называют виды чая - черный, красный, зеленый, желтый.

Многие считают, что цвет чая зависит от вида чайного растения, но это не так. Цвет чая зависит от способа обработки чайного листа. Чтобы получить от чая пользу и удовольствие, нужно уметь его хранить, готовить и пить. Давайте посмотрим, как правильно заваривать чай. Об этом нам расскажет мама одной из наших учениц.

Мама ученицы объясняет и показывает правила заваривания чая: «Сначала надо ополоснуть заварочный чайник кипятком, засыпать заварку. Залить чайник кипятком чуть больше половины, прикрыть полотняной салфеткой или специальной грелкой для чайника. Настаивать чай пять минут, а затем долить чайник кипятком».

Итог урока.

Учитель. Вот мы и обошли весь волшебный город. Подошло к концу наше путешествие. Давайте подведем итог этого путешествия. Почему же нашему организму нужна жидкость?

Ученики. Потому что наш организм на 80 % состоит из воды, но постепенно теряет ее, и необходимо восполнять эти потери.

Учитель. Правильно, молодцы! А сейчас я каждому из вас раздам кроссворд, который поможет определить, как вы запомнили, какие напитки помогут вам восполнять потери жидкости в организме.

Каждому ученику раздается лист с кроссвордом о полезных напитках, рассмотренных на уроке. Дети его разгадывают и проверяют вместе с учителем.

1. Сладкий напиток из сваренных в воде фруктов и ягод. (Компот.)

2. Прозрачная, бесцветная жидкость без вкуса и запаха. (Вода.)

3. Студенистый напиток. (Кисель.)

4. Сладкий напиток из разбавленного водой сока ягод. (Морс.)

5. Напиток из молока лошадей. (Кумыс.)

6. Напиток, который изготавливают из мякоти плодов. (Сок.)

Девятый ученик.

На чаепитие спешите

И друзей с собой ведите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьет,

«Чайная» давно уж ждет.

Не толпитесь у дверей,

Проходите поскорей.

Налетайте, разбирайте,

Сладким чаем наслаждайтесь.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали и теперь должны подкрепить свой организм витаминами. Для этого я предлагаю вам попить сок. А нашим гостям поможет приободриться наш ароматный горячий чай.

Несколько учеников помогают учителю раздать детям сок. Учитель угощает гостей чаем.

Похожие статьи:

Игра по биологии с ответами, 10-11 класс

Игра по биологии, 6 класс

Игра викторина по биологии с ответами, 7 класс

Игра по биологии для учащихся 5 класса с ответами

Игра викторина по биологии, 6 класс с ответами

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!