Сценарий праздника в начальной школе. Герои устного народного творчества

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов

Сценарий праздника для 1-4 классов на тему «Духи – невидимка»

Цель праздника: рассказать школьникам о героях устного народного творчества.

Действующие лица:

Василинка

Вася-Василек

Потешник

Леший Русалка

Сказочница Татьяна Александрова

Домовой

Персонажи инсценировки стихотворения В. Шершеневича «Сказка о лешем и поповой дочке»: Чтецы, Попова Дочка.

Персонажи сценки «Спор домовых»: Старый Домовой, Новый Домовой.

На сцене Василинка, Вася-Василек и Леший, сидящий неподвижно и изображающий пень.

Василинка:

— Слушай, Вася-Василек!

Путь у нас с тобой далек.

Видишь, там стоит пенек?

Отдохнем давай, дружок!

Вася-Василек:

— Я согласен, Василинка:

Долго к лесу мы идем.

Стал я что-то волноваться:

Вдруг дорогу не найдем?

Василинка:

— Обязательно найдем!

Но сначала отдохнем.

Они пробуют сесть.

Но «пень» вдруг оживает.

Леший:

— Ой-ой-ой! Ай-ай-ай!

Тот, кто сел, — скорей вставай!

Шею мне чуть не сломали!

Лешего не увидали!

Я не пень — мужик лесной!

Что вы сделали со мной?!

Дети вскакивают.

Василинка:

— Вася, Вася! Ты слыхал?

Пень нам что-то вдруг сказал

Человечьим голосом!

Он оброс зеленым мхом,

Будто длинным волосом!

Леший:

— Пень-тень-лете-тень!

Пень-тень-лете-тень!

Сел лешонок на плетень!

Кем ни буду этим днем:

Захотел — и стал я пнем!

Надо — в кочку превращусь

Или малою былинкой

Сквозь травинки покачусь!

Вася-Василек (Василинке):

— Только в сказках пни, овечки

Говорят по-человечьи.

Ну, а ты сейчас не в сказке,

Просто в лес со мной идешь.

Мы с тобою встали рано:

Ведь сегодня день Иванов,

Там, в лесу, вся молодежь!

Ночью песни распевали,

Папоротника цвет искали.

Говорят, что счастье в нем.

Ну, а мы поищем днем.

Василинка:

— Вась, а пень-то говорит

И глазищами на нас,

Будто он живой, глядит!

Так, что душу бередит!

Потешник (появляясь):

— Что ж вы это? Аль забыли?

К вам домой я приходил!

Вам про мифы и легенды,

Про все выдумки народа —

Суеверья — говорил.

В наше прошлое вернуться

Значит в страхи окунуться.

Про явления природы

Ничего народ не знал.

И законов мирозданья

Темный люд не понимал.

Люди думали, на свете

Существует мир иной —

Тайный, сильный, невидимый,

Неподвластный им, чужой.

Люди сказки сочиняли

О богах и водяных,

О русалках, леших, феях,

Гномах, троллях и иных.

Бабки их передавали,

Сказки в душу западали,

Никуда не пропадали;

Выдумок в них добавляли.

Продолжалась жизнь. Наука —

Удивительная штука —

Мир природы изучала

И явленья объясняла.

Ну, а сказки полюбились, и,

Хоть люди изменились,

Верят в выдумки и сказки

Про незримый мир вокруг.

В них история и тайна,

Неподвластное сознанью.

Все в них очень интересно,

Необычно и прелестно.

(Закрывает глаза.)

Леший:

— Вот я — Леший, например,

Леса лучший кавалер!

Я хозяин громогласный,

Вся в лесу мне жизнь подвластна.

Зайцы — верные мне слуги,

Белки все — мои подруги.

Захочу — пошлю их в город,

Будут прыгать и скакать.

Да и сам я очень резвый:

Я люблю свистать, аукать,

Песни петь и хохотать.

Необычно мое платье:

Я ношу кафтан и лапти,

Подпоясан кушаком.

Только все я перепутал,

Все надел наоборот.

(Показывает: правый лапоть надет на левую ногу, левый — на правую.)

Я проказами своими

Удивляю ваш народ.

Если кто-то за грибами

В лес с корзиною войдет,

То домой ох как нескоро

Гость незваный попадет!

Я тумана напущу,

Его в чащу заведу

И кругами, и кругами

Человека поведу!

Я женюсь на лешачихах,

Мои дети — лешенята.

Есть и слабости, конечно —

Я признаюсь вам, ребята:

Черных петухов боюсь

И трехцветных кошек,

А еще собак «двуглазых»

Я боюсь немножко.

Потешник:

— Пятна у таких собак — как глаза вторые.

Василинка:

— Мы про Лешего, Потешник, узнаем впервые!

Вася-Василек:

— С Лешим в лес мы не пойдем:

С ним в беду мы попадем!

Леший:

— Уведу вас, уведу!

Вам накликаю беду!

Потешник:

— От лешачьего зловредства

У людей давно есть средство (кричит):

Овечья морда! Овечья шерсть!

Леший (убегая):

— А, догадался!

Потешник:

— Вот и Леший наш исчез.

Вместе с вами пойду в лес!

Если будете плутать —

Одну хитрость надо знать:

Лоб рукой перекрестите,

Смело по лесу идите.

Леший (показывается):

— Я вас испугаю,

Уж я поиграю!

Я козлиными ногами застучу,

Кулаками я заколочу

И рога прилажу к голове.

Закричу, как вздумается мне! (Стучит ногами, аукает, свистит, хохочет, плачет, поет.)

Потешник:

— Можно от него отбиться!

Он вот этих слов боится (кричит):

«Нашел-потерял!»

Вася-Василек:

— Ты нас, Леший, зря пугаешь.

Василинка:

— Что нашел, то потеряешь!

Леший убегает.

Далее участники в соответствующих костюмах представляют инсценировку стихотворения В. Шершеневича «Сказка о лешем и поповой дочке».

Леший (со спицами в руках и лаптем):

— Был вчера я до небес,

А сегодня маленький.

Лапти я себе вяжу

На лесной проталинке.

1-й Чтец:

— Сам дороден, волос сед,

Весь взъерошен — чертов дед.

На руках мохнатых — плеши;

Всяк боится — конный, пеший —

Лишь засвищет старый леший.

Леший свистит по-разбойничьи.

2-й Чтец:

— Ласков он лишь с малым зверем,

С мухой, птахою лесной.

Их зовет к себе он в гости,

В чудный терем расписной.

Леший:

— Заходи, мой голубок,

Прилетай, синичка!

Дочка здесь моя живет,

Лешиха-невеличка.

Леший машет рукой, как бы приглашая к себе.

Попова Дочка:

— Ox, наврал старик-лешак!

Не роднимся мы никак.

Дочка я попова —

Верьте мне на слово!

3-й Чтец:

— Да, в чудесном терему,

Видно, весело ему:

Там сидит попова дочка,

Гребнем чешет волоса.

В жемчугах ее сорочка,

Брови — будто паруса.

4-й Чтец:

— Раз забрел я к ним в избу,

Проклинал тогда судьбу:

Еле от нее ушел,

Еле вышел в чистый дол.

5-й Чтец:

— А я тоже ведь грущу,

Терем золотой ищу.

Как девицу увидал,

Весь иссох, затосковал.

Больно девка хороша,

Рвется к ней моя душа!

Потешник:

— Что ж, надеюсь, вы потешились

И узнали все про Лешего.

Ну, пойдемте дальше, в лес.

На опушке там береза...

Вася-Василек:

— А на ней цветы, как розы!

Василинка:

— Нет, там вовсе не цветки…

Это просто лоскутки.

Девушки там распевают

И венки себе плетут...

Под березою гадают!

А еще русалки тут!

Потешник:

— Молодец ты, Василина!

Интересная картина...

Ты русалку угадала!

Ты о ней откуда знала?

Василинка:

— А я Пушкина читала:

«Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит»...

Она березки ветвь качает,

И длинный хвост ее свисает.

Вася-Василек:

— Смотри: у нее волос черный.

Она прекрасная, бесспорно!

Василинка:

— Но почему же на березе?

Должна русалка быть в воде!

Потешник:

— Русалка летом из воды выходит

И с девушками хороводы водит.

Быстро в хоровод встаем,

Вместе с ними попоем!

Дети образуют хоровод с Русалкой в центре и поют на мотив песни «Вдоль по улице метелица метет...» (слова Д. Глебова, музыка А. Варламова):

— На поляне, на цветущей, во лесу

Мы плетем веночки — девичью красу.

Побросаем в реку мы венки,

Про девичье счастье спросим у реки.

Русалка (поет одна):

— Если чей венок подальше уплывет,

Значит, девушка любимого найдет.

Но бывает, он идет ко дну.

Это я, Русалка, вниз его тяну.

Все вместе:

— Ты, Русалка, нам несчастье принесешь.

Лучше будет, если ты сейчас уйдешь.

На жаре нагрелась ты, остынь!

Если не уйдешь ты — принесем полынь!

Потешник (детям):

— Русалка боится полыни.

Запомните это отныне.

Далее проводятся чтение стихотворений Пушкина «Русалка», Лермонтова «Морская царевна» и представление костюмов русалки.

Русалка появляется снова и загадывает детям загадки на темы персонажей русского фольклора:

Ей не страшны ни люди, ни змеи, ни пурга.

Возьмет метлу и в небо взлетит... (Баба-яга)

 

Седой, угрюмый, взглянет зло —

Считай, тебе не повезло:

Придут в твой дом болезнь, беда,

Не впрок пойдет тебе еда.

И в этом не твоя вина —

Ты встретил злого... (колдуна)

 

А вот еще одна загадка.

Кто в доме ведает порядком?

Он дух невидимый, но знаки подает.

За печкой в доме он живет,

Добро иль худо предвещает.

А лучше всех про этот дух

Одна писательница знает, (домовой)

После ответа детей появляется Сказочница Татьяна Александрова.

Сказочница Татьяна Александрова:

— Все писатели с юных лет любили русские народные сказки. Пушкин, Лермонтов, Ломоносов, Жуковский, Гоголь, познакомившись в детстве с рассказами о домовых, чертях, русалках, водяных, ведьмах, оборотнях, увлеклись ими настолько, что, став взрослыми, начали изучать и распутывать этот волшебный клубок поверий, легенд, преданий. Они создавали на основе народных небылиц свои занимательные сюжеты, писали произведения, которые дошли до нашего времени и по сегодняшний день интересны детям и взрослым.

Читая книжки, героями которых являются персонажи фольклора, мы знакомимся с культурой нашего и других народов, с их представлениями о жизни и явлениях природы. Мы начинаем любить этих мифических существ, хотя и понимаем, что на самом деле их нет. И эти сказки мы потом расскажем своим детям.

Вот и я, Татьяна Александрова, слышала превеликое множество историй о ведьмах, домовых, леших, красных девицах и добрых молодцах от своей няни Матрешеньки.

А потом я долгое время работала воспитательницей в детском саду и рассказывала детям волшебные сказки, которые сочиняла сама. Я их не записывала, а рисовала.

Потом я училась делать кино, создавала мультфильмы и книжки- игрушки, а стихи к ним придумывал мой муж, Валентин Берестов. Ну, а самая моя лучшая книжка — про домовенка Кузю. Я написала ее в 1975 году. Я знаю, что вы читали мои книжки. Проверим, хорошая ли у вас память, внимательны ли вы.

— Как называлась моя первая книжка про Кузю, маленького домового? («Кузька в новом доме»)

— Сколько лет моему герою Кузьке? (семь веков)

— Назовите день рождения Кузи. (8 октября)

— Как звали братьев домовенка? (Афонька и Адонька)

— Кто и где впервые увидел Кузю? (девочка Наташа в городской квартире)

— Как называются мультфильмы про маленького домовенка Кузю? («Дом для Кузьки», «Сказка для Наташи», «Возвращение домовенка» )

— Сколько лет Бабе-яге, у которой жил домовенок? (Столько, что и сама не помнит, потому что со счету сбилась)

— Когда Бабы-яги не было дома, чем занимался маленький домовенок Кузя? (Выскакивал на поляну, ловил снежинки, лепил снежки и запускал в толстого кота.)

Потешник:

— А что вы знаете о домовых, в которых верил народ в далекие времена? Послушаем самого Домового!

Домовой (появляясь):

— Я Домовой — хозяин дома!

Надеюсь, имя вам знакомо?

Меня все в старину боялись,

Беспрекословно подчинялись

И называли меня «сам»,

Еще «большак» и «домовик»,

«Братанушка» и «доброжил»,

Еще «обидчик» и «старик».

Потешник:

— Это крепкий мужичок.

Он в рубахе ходит,

С головы до ног мохнат,

Страх на всех наводит.

Домовой:

— Что Домовой я, сразу не поймешь.

В животных разных днем я превращаюсь,

А ночью на хозяина похож:

Хожу, кряхчу и в доме прибираюсь.

Живу за печкой или у порога,

Могу в кладовой поселиться, на трубе.

Коль рассержусь, то наврежу тебе.

Сказочница Татьяна Александрова:

— Есть дворовый домовой.

Он не рвется к нам домой,

Он скотину охраняет,

Чужаков в дом не пускает:

Ни корову, ни коня...

(Загибает на руке пальцы.)

Домовой:

— Вы спросите у меня!

Дворовой — мой брат родной!

Сказочница Татьяна Александрова:

— Про дворового на Руси сложена загадка: «Как у нас-то дворовой, ходит с черной головой, носит шубку бархатную, у него глаза- то огненные, нос курнос, усы торчком, ушки чутки, ножки прытки, когти цепки. Днем на солнышке лежит, чудны сказки говорит, ночью бродит, на охоту ходит».

Домовой:

— Веселые мы — домовые!

Друг к другу в гости часто ходим.

И любим избы мы пустые,

Обычно пляски там заводим.

Еще мы любим драться,

Драть волосы, ругаться!

Две команды участников представляют подготовленную дома сценку под названием «Спор домовых». Каждая команда должна придумать свой собственный вариант решения конфликта.

Сказочница Татьяна Александрова:

— Стоял здесь дом, и жил в нем домовой.

Пристроили к нему однажды дом другой.

В нем поселился новый домовой.

И стали они биться!

Домовой:

— Кто разрешил тебе тут поселиться?

Новый Домовой:

— Кто разрешил тебе тут поселиться?

Домовой:

— А?

Новый Домовой:

— А?

Домовой:

— Кто тут?

Новый Домовой:

— Хозяин я!

Домовой:

— Как так? Хозяин — это я!

Новый Домовой:

— Хозяин — я. Я здесь один!

Домовой:

— А я здесь прожил до седин!

И говорю тебе я: вон!

Новый Домовой:

— Сам — вон!

Далее следует концовка каждой из команд.

Сказочница Татьяна Александрова:

— Не один день был шум и звон,

Перепугался общий дом.

И долго бы они друг друга били,

Но наконец-то дружба победила,

Ведь эти духи — кумовья.

Один сказал: «Взяла твоя!»

«Артистам» вручаются памятные призы или присуждаются очки: побеждает та команда, участники которой предложили вариант, который оказался ближе всего к концовке сказочницы.

Потешник читает отрывок из стихотворения Е. Баратынского:

— «Как сказка — мир. Сказания народа,

Их мудрость темная, но милая вдвойне,

Как эта древняя могучая природа,

С младенчества запали в душу мне!»

Похожие статьи:

Конспекты внеклассных занятий для 3-4 класса

Внеклассное занятие по сказка. Сценарий для 1-2 класса

Конкурсы для 1 класса

Внеклассное занятие по правилам дорожного движения, 1 класс

Праздник в начальной школе по творчеству Чуковского

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!