Литературный праздник в 4 классе. Сценарий

Праздник викторина для 4 класса. Конспект

Литературный праздник-викторина «А как у вас говорят?»

(Литературная викторина по материалам из истории русской народной речи)

(Участие в предлагаемом конкурсе, и подготовка к нему могут стать большой школьной литературной викторины. Предполагается в занимательной, нетрадиционной форме рассказать о русской народной речи, ее богатстве, территориальном разнообразии, их наиболее характерных особенностях)

Ход праздника

1-й мальчик:

Спросят меня:

— Что похоже на море?

— Русский язык, — не замедлю с ответом. —

Он, словно море, согреет зимою,

Дарит прохладу засушливым летом;

Воды его, разливаясь без края,

Блещут немеркнущим солнечным светом;

К людям хорошим в далекие страны

Катятся волны с горячим приветом.

Русский язык — безграничное море!

В глуби морской я дождался улова:

Выловил ключ, открывающий радость, —

Этим ключом было русское слово. (М. Геттуев)

Девочка: Богат и неповторим русский язык. Великим, могучим, правдивым и свободным назвал его Иван Сергеевич Тургенев. Ни один язык мира не может похвастаться многообразием и богатством, точностью выражения звуков, красок, образов и мыслей. И ни в одном языке мира нет таких удивительных, самобытных слов, как в нашем родном русском языке.

2-й мальчик: Татарский поэт Ахмед Ерикеев писал в своем стихотворении «Русский язык»:

... О Россия! Нет песни чудесней,

Чем твоя, величавая мать.

Свои самые первые песни

Я старался по-русски слагать.

 

Мне открыла сокровища мира,

Все, что буду я вечно беречь,

Вдохновенная русская лира,

Многозвучная русская речь.

 

Городами, горами, полями

Пусть летят мои песни, звеня, —

Говорю я по-русски с друзьями,

И друзья понимают меня.

Ведущий: В повести Виктора Астафьева «Последний поклон» есть такие строки: «Мы проходили середину реки, самую стремнину. Называют ее стержнем, селезнем, зёрлом, стрелкой, струной и еще как-то, не вспомню, но слова все какие — одно другого звучнее». Нельзя не согласиться с писателем. Слова действительно звучные, яркие и точные.

Девочка: Или еще один пример. Широко известна такая ягода, как красная смородина. Но эту кисловатую ягоду в разных местах по- русски, оказывается, называют по-разному: во Владимирской области — жостыль, в Архангельской - кислица, в Псковской - кисёлка, в Новгородской и Вологодской — княжиха, в Калининской — лядуница, в Карелии — сестрянка, в Смоленской —...

Ведущий: Скажите, как в Смоленской области называют красную смородину? За правильный ответ команда получит дополнительное очко. (Поречка)

— А как в вашей области называют эту ягоду в простонародье?

Ведущий: Подобных примеров неодинакового именования одних и тех же предметов, явлений, действий, признаков в разных местах распространения русского языка можно привести очень много.

3-й мальчик:

Родные, знакомые с детства слова

Уходят из обихода:

В полях поляши — тетерева,

Летятина — дичь,

Пересмешки — молва,

Залавок — подобье комода.

 

Не допускаются в словари

Из сельского лексикона:

Сугрёвушка,

Фыпики — снегири,

Дежень,

Воркуны вне закона.

Слова исчезают, как пестери,

Как прясницы и веретена.

Девочка:

Возилкой

Неполный мешок с мукой

Вчера назвала мельничиха,

Поднёбицей — полку под потолком,

Клюкву — журавлихой....

Нас к этим словам привадила мать,

Милы они с самого детства,

И я ничего не хочу уступать

Из вверенного наследства.

Но как отстоять его,

Не растерять,

И есть ли такие средства? (А. Яшин)

Ведущий: К большому сожалению, очень часто, читая ту или иную книгу, мы не задумываемся над значением многих слов. Догадались по смыслу — хорошо, не догадались — Бог с ним. Ведь не лезть же в «Словарь устаревших слов в русском языке» из-за одного-единственного слова? От этого, к сожалению, мы очень многое теряем. «Читать и не понимать - то же, что совсем не читать».

Девочка: Сегодня речь пойдет о многообразии значений русского слова. Этой теме посвятили свои стихотворения очень многие поэты. Вот один из отрывков из стихотворения Николая Брауна «Слова России».

4-й мальчик:

С детства вслушивался я в слово,

Я, как птицу, его ловил.

Что ни слово — мне было ново,

Слово ел я и слово пил.

 

Слышал: тутошний,

Слышал: тамошний,

Слышал емкое — напрямки,

В речке камешки звали - камушки,

Звали ямы с водой - буки.

 

Оборвав лепестки ромашек,

Мы игру затевали в пупавки;

Бабы лен стелили — замашки —

На осенней отволглой травке.

 

На задворках росли — омёты,

Бились об пол — орлы да решки;

Наметало в полях — сумёты,

По дорогам чернели — вешки.

 

С неба падали белые мухи,

Но по-черному избы топились;

Знали заговенье старухи,

И залома в полях сторонились.

Ведущий: Но сначала послушайте небольшой отрывок из произведений М. Бессараба: «Бесконечная, как ямщицкая песнь, дорога, серые валуны, слепящий снег, дикий, суровый, прекрасный своей первозданной красотой край. Тишина, безлюдье. Лишь изредка набегают убогие деревеньки, до самых крыш заваленные снегом. В белесой голубизне тает прозрачный дым из труб, а потом снова десятки верст ни жилья, ни живой души. От этого раздолья, от быстрой езды легко и радостно на душу у мичмана... хоть он весь закоченел от холода. Офицерский мундир, первые эполеты, сабля с темляком и полная свобода после пятилетнего пребывания в казарме — это что-нибудь да значит для юноши семнадцати с половиной лет.

Дюжий ямщик все поглядывал на седока — не замерз ли, и очень обрадовался, выехав на пригорок...

— Замолаживает, — ободрил он мичмана».

Девочка: Первое задание конкурса:

1. Кто был этот молодой мичман, ехавший к месту службы, и который оставил нам в наследство очень интересное пособие по русскому языку, который есть и у нас в кабинете? (Писатель, лексикограф Владимир Иванович Даль)

2. Что означает слово «замолаживает»? (В Новгородской области — небо пасмурнеет, заволакивается тучами)

3. Чем знаменито слово, сказанное ямщиком? (По свидетельству самого В. И. Даля, оно положило начало «Толковому словарю живого великорусского языка»).

4. Команды могут получить еще по одному очку, если смогут назвать, под каким псевдонимом В. И. Даль писал свои сказки. (Казак Луганский)

Ведущий: А теперь следующее задание конкурса. На столе в произвольном порядке лежат множество предметов в двух экземплярах, там, где не было возможности положить предметы, лежат их изображения или макеты. Некоторые из них будут соответствовать предлагаемым названиям, некоторые — нет. Я буду называть предмет не привычным для вашего слуха словом, а так, как их называют в северных и южных областях России. Ваша задача — отыскать предмет и перенести к себе на стол.

Итак, будьте внимательны.

1. СТОГ — ОДОНОК (в южных областях).

В основе лежит слово «дно». Дело в том, что сено, солома, необмолоченный хлеб укладываются не прямо на землю, а на подстилку, своеобразное «дно» из хвороста и жердей.

СТОГ — ЗАРОД (северные области)

«Это большой продолговатый стог сена с острым верхом и покатыми боками».

2. ВАТРУШКА - ШАНЬГА, КАЛИТКА.

Слово «шаньга » попало в северные города из соседних нерусских языков, оно распространено в языке народов коми. «Калитка» связано с глаголом «калит» — нагревать, раскалять на огне. Также и ватрушка - от слова «ватра», т. е. испеченная на огне.

5-й мальчик:

Я приеду к тебе, я приеду,

Всем делам своим вопреки,

Ты, как мама когда-то, к обеду

Шанег с творогом напеки...

Напеки, сестра, поусердствуй,

Как у нас в Полевском пекут.

Их и тут испекут соседки,

Да ватрушками назовут. (Анатолий Азовский)

3. КРИНКА-БАЛАКИРЬ, ГЛЕЧИК.

Горшок для молока, сметаны и сливок. «Балакирь» пришло из других языков, а «глечик» — сделан из глины.

4. САРАЙ - ПОВЕТЬ - ПУНЯ.

Оба слова древние. Могли возникнуть из ранее существующих слов, употребляемых со значением «веять, провеивать». Первоначально могли показывать место для провеивания зерна.

Девочка (с книгой в руке — Федор Абрамов, «Деревенские кони»). «С тех пор я редко заглядывал на поветь. И не потому, что это ожившая старина для меня внове. Я сам вышел из этого деревянного и берестяного царства. Внове была для меня красота точеного дерева и бересты. Вот чего я не замечал раньше».

5. СКОВОРОДНИК - ЧАПЕЛЬНИК - ЦАПКА.

Связаны с глаголом «чапать» - цапать, то есть хватать, держать.

6. БЕЛЫЙ ГРИБ - ВЕШКАРЬ - КОРОВЕННИК.

Девочка: «Счастьем первооткрывателя белогрибных месторождений тешиться пришлось недолго. В один роковой день все кончилось: вместо белых грибов на березовом острове я увидел лишь коровьи следы. Оказывается, сюда определили пастись местное стадо. А наши истобенские коровы — известные поклонницы грибов. С землей выгрызали каждый гриб. Не случайно в наших деревнях белые грибы так и принято называть — ко- ровенники». Так писал Павел Маракулин в книге «Васильки во ржи».

7. ЖЕРЕБЕНОК - СЕЛЕТОК - ДРУГАК.

Ведущий: Вот мы и познакомились с немногими, именно немногими интересными значениями, названиями хорошо знакомых нам предметов и слов. Очень хотелось бы, чтоб эта встреча оставила след в вашей памяти, и вы, друзья, и дальше продолжали открывать богатство и многообразие великого русского языка. Предлагаю поискать в книгах, словарях, поспрашивать у бабушек и дедушек старинные слова и выпустить стенгазету с их значением в рисунках. Кто за это предложение? Поздравляю вас с удачным и правильным решением и ждем от вас интересных вестей.

Мальчик:

Не собирал я редкие словечки,

Но звук родной всегда в душе живет.

Вот место, где сливаются две речки,

Его назвал сутоками народ.

И что мне в том, что в словарях толковых

Такого слова не было и нет,

В нем пенье струй я слышу родниковых,

Не шелест трав, не шум лесов ответ. (Н. Рыленков)

Ведущий: А теперь проверим, насколько внимательны вы были. Возьмите ручки, листы бумаги и напишите все старинные слова, какие вы запомнили. И из стихотворений тоже.

6-й мальчик:

Хотя вошли в права

И формулы, и термины,

Но старые слова

Народом не потеряны.

Над речкой синий дом,

Где добрый друг мой — лодочник.

Все просто в доме том,

Не штопор там, а пробочник.

Сидим уже давно,

Закусываем ситником.

Пью белое вино

Не рюмкой, а лафитником.

...И смотрит со стены

Не календарь, а численник.

И, верьте, в этом всем

Нет никакого вызова

Машинам за окном,

Экрану телевизора.

Похожие статьи:

Игровой классный час в 4 классе

Классный час 4 класс на тему Труд

Классный час 4 класс на тему: Хлеб-всему голова

Классный час в 4 классе. Здоровое питание

Классный час 4 класс. Обучение общению

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!