Познавательно развлекательная игра для младших школьников

 «Лаборатория профессора Пробиркиной» (познавательно-развлекательная игра для детей начальных классов на тему «Физика и химия для малышей»)

Оформление: на заднике увеличенная таблица Менделеева, в центре сцены — бутафорская металлическая конструкция для опытов с множеством трубочек, колбочек, пробирок, установленная на столике с колесиками. Полукругом стоят кубы для игроков. С края сцены — экран для мультимедиа, подключенный к видеокамере.

Действующие лица: Профессор Пробиркина — дама с пышными формами, в белом халате, волосы неаккуратно собраны в узелок, на носу очки в грубой оправе, в медицинских перчатках; Лаборантка Химичкина — худая девушка, в белом халате с клеенчатым фартуком, в медицинской шапочке, в медицинской повязке на лице, в бахилах и перчатках.

(Занавес закрыт. Сквозь него видно мелькание сигнальной лампы, предупреждающей об опасности. Звучит сирена и «металлический» голос за кадром: «Внимание! Будьте предельно осторожны! Вы находитесь в секретной лаборатории Профессора Пробиркиной. Соблюдайте правила безопасности: не вдыхать реактивные пары, не трогать неизвестные вещества руками, с точностью выполнять рекомендации Профессора!». На фоне стилизованной музыки «Звуки лаборатории» («чпоканье» пузырьков, шипение и бульканье жидкостей...) открывается занавес. На сцене — обычное освещение, Лаборантка проводит опыт, озвучивая свои действия: «Берем белый кристаллический порошок, заливаем прозрачной жидкостью и ждем результата этого опыта». При этом она поливает уксусом большое количество соды, вследствие чего получается эффект вулкана. В этот момент начинает мигать свет. В лаборатории появляется Профессор.)

Профессор. Химичкина, ты когда-нибудь точно взорвешь мою лабораторию! Сколько можно химичить без толку?

Лаборантка. Извините, профессор, переборщила с реактивом! «Ведь опыт— сын ошибок трудных!..»

Профессор. Похвально, что ты цитируешь Пушкина, но будь любезна прибрать лабораторию. Сейчас придет делегация молодых ученых к нам на практику.

(Звучит музыка. Лаборантка откатывает к заднику конструкцию для опытов и устанавливает часть кубов для участников игры.)

Профессор. Добрый день, коллеги! Наша лаборатория рада принять вас для прохождения практики. Фиксировать результаты ваших опытов будет комиссия, в составе которой довольно известные профессора (ФИО).

(Музыка. Представление жюри.)

Профессор. Уважаемая комиссия, вам предстоит оценить не только самые интересные опыты практикантов, но и доказательства проделанной ими работы. Надеюсь, молодые ученые порадуют вас своими открытиями!

Позвольте представить самых любознательных и талантливых студентов.

(На фоне музыки профессор представляет команды игроков, после чего они в одежде лаборантов поднимаются на сцену.)

Профессор. Прошу занять рабочее место практикантов школы (номер)!

Аплодисменты студентам Гимназии!

Представить свои знания оценочной комиссии спешат ученые Лицея!

Занимают свое место в научной лаборатории практиканты школы (номер)!

Приветствуем группу юных химиков и физиков школы (номер)!

Применить знания на практике мечтают ученые школы (номер)!

Допустить к проведению опытов мы можем лишь тех, кто четко знает, к чему они стремятся и какую сферу науки представляют.

Лаборантка. К тому же, форма одежды должна быть специальной.

Профессор. Верно, Химичкина! Пусть продемонстрируют свою готовность!

Лаборантка. Уважаемые студенты, прошу в порядке очереди представить свою «визитную карточку». Оценивается название и девиз команды, а также наличие спецодежды. Высшая оценка — 5 баллов.

(«Визитная карточка» — представление своей команды в течение 1-2 минут. Учитывается соответствие теме игры названия и девиза команды, а также наличие элементов костюмов лаборантов.)

Лаборантка. Поподробнее о себе расскажут ребята школы (номер).

Представляют визитную карточку и гимназисты.

Смело заявляют о себе практиканты Лицея. Обратим внимание на группу молодых специалистов школы (номер).

Знакомимся с командой школы (номер).

Завершает представление визитных карточек выступление ребят школы (номер).

Профессор. Удачно состоялось наше знакомство. Переходим к проверке теоретических знаний. Перед вами оборудование и вещества, которые можно найти в любой лаборатории.

(Музыка. Лаборантка вывозит на столике оборудование: пробирку, колбу, пинцет, горелку, пипетку, лупу, банку трехлитровую, ножницы, воронку, вату, спички, стекло для опытов, микроскоп, мерный стаканчик, бинт, отвертка, плоскогубцы...)

Профессор. Выбрав карточку с описанием приспособления, вещества или инструмента, найдите его из общего количества предметов, дайте ему точное название и продемонстрируйте его. За каждый правильный ответ — 1 балл. В сумме вы можете получить 2 балла.

(Музыка. Игроки выбирают на команду две карточки.)

Карточки с описанием:

Приспособление для переливания жидкостей. (Воронка.)

Приспособление для нагревания химических веществ. (Горелка.)

Стеклянный сосуд с широким основанием и длинным горлышком. (Колба.)

Увеличительное стекло. (Лупа.)

Инструмент в виде щипчиков. (Пинцет.)

Стеклянная трубочка с резиновым колпачком для отмеривания жидкостей по каплям. (Пипетка.)

Запаянная с одного конца лабораторная трубочка из очень тонкого стекла. (Пробирка.)

Волокнистый распущенный материал из хлопка. (Вата.)

Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками. (Ножницы.)

Тонкие палочки с головками из воспламеняющегося вещества для получения огня. (Спички.)

Длинная узкая лента из марли. (Бинт.)

Увеличительный прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом. (Микроскоп.)

(Проверка задания.)

Профессор. Отличные знания! Уважаемые профессора, проанализируйте результаты студентов за два задания.

(Жюри подводят итоги за два конкурса.)

Профессор. Мы благодарим вас за оценку.

Лаборантка. Профессор, что у нас дальше по плану?

Профессор. Теоретический экзамен по знанию жидких и твердых веществ. Приготовь вопросник для студентов.

(Лаборантка подает профессору список вопросов.)

Профессор. Уважаемые практиканты! Я задаю вам вопросы, а вы сообща, всей командой, обсуждаете их и записываете ответы на карточке, которая лежит у вас на кубе. За каждый правильный ответ — 1 балл. Наивысший балл в этом задании — 10.

Как называется твердая вода? (Лед.)

Металл, притягивающий другие металлы. (Магнит.)

Раствор коричневого цвета для смазывания ран. (Йод.)

Тончайший металлический лист, чаще всего используемый для упаковки шоколада. (Фольга.)

Жидкий пищевой продукт, изготавливаемый из семян подсолнечника. (Масло.)

Материал для письма, печатания, а также для других целей, изготавливаемый из растительных волокон. (Бумага.)

Кристаллическое питательное белое сладкое вещество. (Сахар.)

Красно-бурый налет на железе, ведущий к разрушению металла. (Ржавчина.)

Ядовитая жидкость, используемая в градусниках. (Ртуть.)

Бесцветная горючая жидкость, используемая для заправки машин. (Бензин.)

Профессор. Для проверки задания приглашаю по одному представителю от каждой команды. Я буду вновь зачитывать вопросы, а вы — поочередно давать ответы. После ваших вариантов я называю правильный ответ.

(Проверка, задания. Ответы команд относятся жюри.)

Лаборантка. Профессор, хотелось бы поскорее перейти к практическим занятиям.

Профессор. Все бы тебе опыты ставить! Опять взорвать что-нибудь хочешь?

Лаборантка. Нет, я предлагаю испытать могучую силу — давление воздуха. Вы говорили, что воздух может своей силой выбросить предмет на дальнее расстояние.

Профессор. Совершенно верно. Я доверяю тебе проведение этого опыта.

Лаборантка. Я приглашаю от каждой команды по одному смельчаку. Главное условие: они должны быть сильны духом.

(На фоне музыки представители команд собираются на авансцене.)

Лаборантка. Уважаемые ученые! Для начала надуйте свой воздушный шарик до максимального размера (демонстрирует образец) и зажмите его пальцами у основания.

(Музыка. Участники выполняют задание. Примечание: шарики должны быть разного цвета.)

Лаборантка. Молодцы! Направьте основание шарика к себе и отпустите в сторону зрителей. Чей шарик улетит дальше, тот принесет своей команде полбалла.

(Музыка. Игроки запускают шары, в зрительный зал.)

Лаборантка. Дорогие зрители, если кому-то удалось поймать шарик, поднимитесь с места. (Подведение итогов конкурса.) А сейчас я продемонстрирую полет своего шарика. Уважаемые практиканты! Вы можете заработать два дополнительных балла, если найдете отличие в полетах вашего шарика и моего и объясните, почему это произошло.

(Лаборантка выносит заранее приготовленную конструкцию. Она представляет из себя надутый воздушный шарик, завязанный ниткой на расстоянии около 2,5 см от горлышка (куска картонной трубки от бумажных полотенец, длиной примерно 5 см). Картонное горлышко прикреплено с помощью клея ПВА к картонному кругу диаметром 10 см, в центре круга циркулем проделано небольшое отверстие, временно закрытое с обратной стороны скотчем. Лаборантка убирает скотч, и вся конструкция начинает медленно подниматься.)

Лаборантка. Коллеги! Кто готов сделать научные выводы?

(Версии ответов детей.)

(Правильный ответ: Чем больше отверстие для выхода воздуха, тем быстрее предмет набирает скорость, а значит, в данном случае предмет быстрее опустится на пол.)

Профессор. Замечательный опыт, Химичкина! А вот насколько внимательны были ребята, спросим у оценочной комиссии. Уважаемые профессора, подведите итоги за экзамен и анализ опыта.

(Жюри подводит итоги за два конкурса и сообщает общий счет.)

Профессор. Мы, ученые — народ серьезный, но любим иногда пошутить. Для всех новичков устраиваем сюрпризы.

Лаборантка. Это вы про «кота в мешке»?

Профессор. Ты помнишь, как тебе его подкладывали?

Лаборантка. Да! Такое не забывается никогда!

Профессор. По традиции мы проведем посвящение практикантов в молодых ученых. Химичкина, неси «мешки с котами»!

(Музыка. Лаборантка выносит первый мешок.)

Профессор. Иногда в нашу лабораторию поставляют разные приборы без инструкций и названий. Эти посылки мы называем «котами в мешке». В таких случаях приходится угадывать их предназначение. Определите по моим подсказкам название измерительного прибора. Чем меньше подсказок вы используете, тем выше балл поставит вам оценочная комиссия. Для каждой группы новичков предназначен свой «кот в мешке».

Распределим очередность получения загадочных посылок.

(Музыка. Жеребьевка команд.)

Лаборантка. «Кот в мешке» (номер)!

1. Чаще всего этот прибор стеклянный.

2. Может использоваться на улице и в доме.

3. Предназначен для измерения температуры.

(Термометр, градусник.)

— «Кот в мешке» (номер)!

1. Чаще всего этот прибор имеет две одинаковые детали.

2. Используется дома, в медицине и торговле.

3. Предназначен для измерения веса.

(Весы.)

— «Кот в мешке» (номер)!

1. Содержимое в мешке бывает деревянным, пластмассовым или металлическим.

2. Используется в инженерных мастерских, лабораториях и даже в школе.

3. Предназначен для измерения длины.

(Линейка.)

— «Кот в мешке» (номер)!

1. Прибор бывает маленьким и большим, электронным и механическим.

2. Используется всеми людьми каждый день.

3. Предназначен для измерения времени.

(Часы.)

— «Кот в мешке» (номер)!

1. Прибор состоит из двух гибких трубок, соединенных с маленькой камерой.

2. Используется в медицине.

3. Предназначен для прослушивания легких, сосудов и сердца.

(Фонендоскоп.)

— «Кот в мешке» (номер)!

1. Прибор со стрелкой. Чаще всего деления расположены полукругом.

2. Необходимый прибор для водителя.

3. Используется для измерения скорости движения и пройденного расстояния.

(Спидометр.)

Профессор. Да, коллеги, не так-то просто подложить вам «кота в мешке»! Вы достойно приняли посвящение.

Лаборантка. Профессор, сейчас можно доверить практикантам ответственное дело?

Профессор. Разумеется. Обратимся к домашнему заданию, любимому делу всех ученых — проведению опытов.

Лаборантка. Я обожаю практические занятия! Только не теория!!!

Профессор. Эх, Химичкина! Тебе бы только все смешивать! А ребятам предстоит не просто продемонстрировать опыт, но и привести доказательства, т. е. рассказать: что происходит и почему. Высший балл за опыт — 5.

(Участники демонстрируют домашнее задание «Занимательные опыты». Учитывается доступное объяснение зрителям и жюри его результатов, наличие необходимого оборудования, зрелищностъ опыта. Время демонстрации 3-5 минут.)

Образцы опытов

Тема: «Плотность». Масса позволяет оценить количество вещества, а плотность — насколько плотно оно сжато. Именно плотность предметов определяет, как они взаимодействуют. Например, при замерзании вода расширяется, и плотность льда оказывается меньше плотности воды в жидком состоянии. Значит, кубик льда будет плавать на поверхности воды.

Опыт № 1: Слоеная жидкость. Налей немного масла в прозрачный контейнер. Добавь воды. Понаблюдай, что произойдет. Накрой контейнер крышкой и сильно встряхни. Поставь и снова понаблюдай за происходящим. Открой контейнер и положи в него пробку и горошины. Посмотри, где будет плавать пробка и где горошины. Вода плотнее масла, она ниже. Плотность горошин меньше плотности воды, но больше, чем плотность масла.

Тема: «Как ведет себя вода». Вода обладает замечательным свойством: она всегда стремится стечь как можно ниже. Это позволяет инженерам перемещать большие количества воды. Как и воздух, вода давит на любой погруженный в нее предмет. Чем больше глубина, тем сильнее давление воды.

Опыт № 2: Давление воды. Чем глубже погружается ныряльщик, тем сильнее давит на него вода. Оценить давление воды можно по тому, с какой силой струя вырывается из отверстия. Проткни в пластиковой бутылке три дырочки вязальной спицей. Отверстия расположены на одной линии, но на разной высоте. Наполни бутыль водой и поставь вертикально. Нижние слои воды находятся под более сильным давлением, поэтому струя из нижней дырочки бьет дальше всего.

Тема: «Надежные конструкции». Для строительства очень важно подобрать подходящие материалы. Но не менее важно верно их использовать. Разрабатывая проект постройки, архитекторы и инженеры должны предусмотреть все, что повлияет на прочность здания, в том числе погодные условия, перепады температуры и нагрузки.

Опыт № 3: Строим мост. Конечно, мосты строят из самых прочных материалов. Но правильная конструкция также очень важна. Выбери самый надежный проект.

1 проект. Сложи книги в две одинаковые стопки и соедини эти «берега» мостом из листка бумаги (или тонкого картона). Установи на бумаге стаканчик из-под йогурта и посмотри, сколько шариков ты сможешь опустить в стаканчик, прежде чем твой мост рухнет.

2 проект. Теперь сделай мост из того же листка бумаги, сложенного гармошкой. Сколько шариков он выдержит?

3 проект. Построй мост с поддерживающей аркой. Для этого просто изогни бумагу или картон. Сверху положи лист бумаги или картона. Будет ли такой мост надежней первого?

Тема: «Колебания». В отличие от света, звук может распространяться только в каком-нибудь веществе, приводя его молекулы в колебательное движение. Вещество, в котором распространяется звук, называется средой распространения. Колебания передаются от одной молекулы к другой. Именно поэтому в вакууме космического пространства звук не слышен.

Опыт № 4: Как «увидеть» звук? Положи миску в пакет и натяни пакет как можно туже. Закрепи пакет резинкой вокруг миски. Держась за пакет, насыпь сверху немного песка или соли. Попроси друга поднести противень поближе к миске и ударь по нему по противню) деревянной ложкой. Что происходит с крупинками?

Звуковые колебания распространяются в воздухе, передаются пакету, натянутому на миску, и заставляют вибрировать эту перепонку.

Тема: «Вода в воздухе». Прогуливаясь в туманный день, можно различить в воздухе мельчайшие капельки влаги. Но даже в самую солнечную и сухую погоду в воздухе содержится невидимый водяной пар. При охлаждении водяной пар конденсируется, то есть превращается из газа в капли жидкости. Из них состоит пар, поднимающийся над поверхностью горячей воды.

Опыт № 5: Вызови тучу. Осторожно наполни бутылку горячей водой. Через 3 минуты вылей воду, оставив немного на самом дне. Положи сверху на горлышко открытой бутылки кубик льда. Поставь за бутылкой лист темной бумаги. Там, где поднимающийся со дна горячий воздух соприкасается с охлажденным воздухом у горлышка, образуется белое облачко. Водяной пар, содержащийся в воздухе, конденсируется, образуя облако мельчайших водяных капель.

Тема: «Как дует ветер». Когда дует ровный сильный ветер, мы с удовольствием занимаемся различными видами спорта — плаванием на яхте или доске, запускаем воздушных змеев. Но ветер может быть смертельно опасным. Торнадо — воздушные вихри, возникающие в том случае, когда быстро поднимающаяся масса теплого воздуха закручивается сильным ветром.

Опыт № 6: Буря в стакане воды. Надежно приклей стакан клейкой лентой в центре вращающейся подставки для торта. Наполни стакан газированной водой на 1/2. Раскрути подставку и насыпь в стакан немного соли. Соль опускается на дно, при этом выделяются пузырьки газа. Вращение стакана закручивает их в крошечный торнадо.

Тема: «Металлы». Людям известно около 80 металлов. Большинство из них являются проводниками, то есть через них легко проходит тепло и электричество. Существуют разные способы обработки металлов: ковка, прокат и литье. Некоторые металлы, например, золото, с трудом вступают в химические реакции с другими веществами. Такие металлы не тускнеют, поэтому из них делают монеты и украшения.

Опыт № 7: Проводники. Проверь, какой материал лучше проводит тепло. Если у тебя есть ложки, сделанные из разных металлов, используй их для опыта. Опусти пластмассовую, деревянную и металлическую ложки в горячую воду так, чтобы их ручки лежали на краю миски. Кусочками сливочного масла прилепи к ручке каждой ложечки по леденцу. Тепло поднимается от воды по ручкам ложек, масло растает, и леденцы упадут в воду. Ложка из материала, который лучше проводит тепло, первой останется без леденца.

Профессор. Уважаемые практиканты! Ваши первые научные опыты станут стартом в мир занимательной химии и физики. Надеемся, многие зрители, глядя на вас, мечтают оказаться на вашем месте.

Лаборантка. Проведем жеребьевку по-научному! Дорогие зрители! Вам будут задаваться вопросы. Тот, кто на них сможет ответить, станет участником нового опыта. Итак, вопросы:

Явление, при котором происходит повторение звука. (Эхо.)

Труба с расширенным концом, служащая для усиления звука. (Рупор.)

(Музыка. Выходят зрители, ответившие на вопросы.)

Профессор. Уважаемые счастливчики! Сейчас мы с вами докажем, что даже в музыке есть физика.

(Музыка. Лаборантка вывозит столик, на котором восемь стеклянных бутылок, выставленных в ряд. В них налита вода так, что в каждой следующей бутылке воды чуть больше, чем в предыдущей.)

Профессор. Перед вами самодельный музыкальный инструмент. Ударьте по каждой бутылке деревянной ложечкой и послушайте звучание. Ознакомившись со всеми звуками, придумайте свою мелодию.

(Участники демонстрируют свои мелодии.)

Профессор. Я предлагаю зрителям с помощью аплодисментов выбрать самую мелодичную музыку.

(Аплодисменты. Выбор победителя.)

Профессор. Общим голосованием мы узнали имя музыкального победителя, но у нас есть еще приз для того, кто ответит на теоретические вопросы о только что проведенной лабораторной работе.

(Награждение победителя набором юного химика.)

Профессор (обращаясь к участникам опыта). В чем секрет разного звучания этих бутылок? (В количестве налитой воды.)

— Какие бутылки дают более высокий звук, а какие — более низкий? (Чем меньше воды в бутылке, тем звонче и выше звук, чем больше — тем звук ниже и глуше.)

Профессор. Самым любознательным оказался (Имя победителя).

(Вручение приза самому любознательному.)

Профессор. Сегодня у многих была возможность проявить себя в научных опытах. Мы с Химичкиной остались довольны вашей работой. А каково мнение оценочной комиссии, мы сейчас узнаем.

(Подведение итогов за последние конкурсы и всей игры в целом. Награждение команд.)

Профессор. Дорогие друзья! Все, что нас окружает, состоит из мельчайших частиц, которые изучают такие науки, как физика и химия. Будьте внимательны, любознательны, пытливы, и тогда природа откроет вам свои тайны! До свидания!

Лаборантка. До новых встреч!

(Музыка. Зрители покидают зал.)

Реквизит

1. Сода, уксус и емкость для опыта.

2. Столик на колесиках.

3. Листы бумаги — 6 шт.

4. Карандаши — 6 шт.

5. Пробирка, колба, пинцет, горелка, лупа, трехлитровая банка, ножницы, воронка, вата, спички, стекло для опытов, микроскоп, мерный стаканчик, бинт, отвертка, плоскогубцы, игрушка, журнал и т. д.

6. Карточки с описанием оборудования — 6 шт.

7. Воздушные шары — 6 шт.

8. Конструкция из воздушного шарика и картонного листа — 1 шт.

9. Карточки с порядком выступления для жеребьевки — 6 шт.

10. Мешок — 1 шт.

11. Часы, термометр, весы, линейка, фонендоскоп, спидометр.

12. Бутылка с водой — 8 шт.

13. Деревянная ложка— 1 шт.

Литература

Мои первые научные опыты / Изд. на рус. яз. «Издательская группа «Контэнт», при содействии ЗАО «Издательство Кристина— новый век», 2003.

Похожие статьи:

Развивающая игра для учащихся 2-3 класса

Игра «Что? Где? Когда?» для школьников 3-4 класса. Вопросы и ответы

Интеллектуальная игра для учащихся 3 класса

Брейн-ринг в 4 классе. Сценарий

Головоломки для 1 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!