Урок литературного чтения в 1 классе. Введение в содержание раздела «Здравствуй, сказка!»

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса. УМК «Перспектива»

Цели: познакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; познакомить с понятиями раздела: «сказка», «сказка о животных», «сказочный герой»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, пониманию характеров героев; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своем отношении к сказкам; узнавать сказки; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Оборудование: выставка книг, принесенных детьми, текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте текст.

Раз зубок, два зубок —

Скоро Дашеньке годок!

Хнычет доченька опять,

Будем Дашу утешать:

— Уж вы, зубки, вырастайте

Потихонечку, полегонечку —

Не мешайте дочке спать!

Не мешайте ей играть!

— Определите, что это за произведение. (Потешка.)

— Как вы догадались?

— Для чего создаются потешки?

— Прочитайте потешку медленно, с ускорением.

— Прочитайте потешку выразительно.

— К какому разделу литературы относится потешка? (К устному народному творчеству.)

— Что еще мы отнесем к данному разделу? (Пословицы, поговорки, загадки...)

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Помните ли вы такие строчки?

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

— Из какого произведения эти строки? Кто их автор? (Это отрывок из вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».)

— Кот ученый задал вам сложную задачку. Разгадайте слова, которые здесь зашифрованы.

ZЧWQИUTQIANVTRDSЬJ  ДJZSУURMQATIVЬ

— Как расшифровать эту запись? (Нужно читать только буквы русской азбуки.)

— Что получается? (Читать, думать.)

— Вспомните пословицу с этими словами. (Мало уметь читать, надо уметь думать.)

Сегодня на уроке мы будем читать, думать, рассуждать, учиться говорить красиво.

— Рассмотрите выставку книг, которые вы принесли на урок. Как вы думаете, какой раздел мы начнем сегодня изучать?

— Чему будем учиться, изучая этот раздел?

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 52.

— Прочитайте название раздела. («Здравствуй, сказка!»)

— Какие понятия узнаем, изучая этот раздел? (Сказка, сказка о животных, сказочный герой.)

— Прочитайте, что говорят друг другу Аня и Ваня.

— Какие сказки любит читать Аня? (Она любит читать сказки разных народов.)

— Какие сказки любит читать Ваня? (Сказки, которые придумали писатели.)

— Как вы думаете, как появились народные сказки?

Самым первым творцом сказок во все времена был народ. Люди

жили трудно: пахали землю, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли, ткали, ловили рыбу и надеялись на лучшую долю. И в сказках они изображали то же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твердым в бедах, советовали не мириться со злом, учили бороться с ним.

Сказки бывают разные. Есть волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, заключает в себе мудрую мысль.

— Прочитайте пословицу.

• Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок.

— Почему так говорят? (Ответы детей.)

— Что отражается в сказках? (Мудрость народа, его мечты и желания.)

— Узнайте сказку, прочитав отрывки в учебнике на с. 53—54. Какой герой говорил эти слова?

— Подумайте, ко всем ли сказкам есть рисунки?

V. Физкультминутка

Лягушки

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет!

Всем друзьям физкультпривет!

VI. Продолжение работы по теме урока

— Откройте творческие тетради на с. 34. Прочитайте диалог Вани и Ани.

— Отправимся вместе с ними в сказку. Прочитайте отрывки.

— Выберите две строчки, которые вам больше всего понравились. Прочитайте их, найдите созвучные слова. (Например, усов — грибов.)

Такие слова называют рифмующимися. Благодаря им получаются стихи.

— Докажите, что это отрывок из сказки. Что сказочного вы заметили? Подчеркните в тексте.

— Как называется эта сказка? («Конек-Горбунок».)

— Кто ее автор? (Петр Ершов.)

— Какие волшебные предметы вы знаете? Откройте творческую тетрадь на с. 37 и раскрасьте их. Не забудьте подписать эти предметы на рисунках.

— Узнайте сказки по иллюстрациям в творческой тетради нас. 38-39.

Ответы:

1. Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

2. Русская народная сказка «Снегурочка».

3. Братья Гримм «Горшок каши».

4. Ш. Перро «Золушка».

5. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

6. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».

7. К.Чуковский «Мойдодыр».

8. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».

VII. Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Как называется новый раздел учебника?

— Какие отрывки мы читали на уроке? (Отрывки из сказок.)

— Трудно ли вам было на уроке?

Домашнее задание

Выполнить задание в учебнике на с. 55: восстановить названия сказок и вспомнить сказки о буквах.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Конспект занятия, 1 класс. Корней Чуковский «Краденое солнце»

Конспект занятия в 1 классе. Абрамцева «Сказка об осеннем ветре»

Занятие в 1 классе. Карлсон

Занятие в 1 классе. Сказка о солнечном зайчике

Внеурочное занятие на тему «Буратино», 1 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!