Урок литературного чтения в 1 классе. Е. Пермяк «Самое страшное». В. Осеева «Хорошее»

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Характеристика героя произведения. Е. Пермяк «Самое страшное». В. Осеева «Хорошее»

Цели: познакомить с произведениями Е. Пермяка и В. Осеевой, с их творчеством; учить давать характеристику героев произведений; сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, давать характеристику героев произведений; сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своем отношении к прочитанному; отвечать на вопросы по содержанию текста.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты Е. Пермяка и В. Осеевой, текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение стихотворений.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Такая дружба

Я свою соседку Олю

За косичку дернул в школе:

— Эта Оля мне опять

Не дала ответ списать.

 

Ручкой больно ткнул я в спину

Одноклассницу Марину,

Нужно с ней, вообще, построже,

Чтоб не строила мне рожи.

 

Я стиралкой кинул в Лену,

Ей же — как горох об стену,

А веселую Катюшку

Обозвал я хохотушкой.

 

В сумку ябеды Ларисы

Я с утра подкинул крысу,

Та устроит в сумке нору,

Вот потеха будет скоро!

 

На весь класс одну Иришку

Уважаю, как мальчишку,

С Ирой я давно дружу —

Ей лишь кнопку подложу...

В. Можная

— Прочитайте стихотворение шепотом.

— Прочитайте, постепенно увеличивая силу голоса.

— Прочитайте с ускорением.

— Прочитайте с замедлением.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Объясните смысл стихотворения. Что хотел сказать нам автор?

— Может ли быть такой дружба, как здесь рассказано? (Высказывания детей.)

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 44. Прочитайте имя автора, рассказ которого будем сегодня читать.

— Знакомы ли вы с его произведениями?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Е.А. Пермяка.)

Материал для учителя

Евгений Андреевич Пермяк (1902—1982) — русский писатель, сказочник. Он родился в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии — Виссов— предпочел псевдоним Пермяк.

Отец, мелкий почтовый служащий, скончался от чахотки, когда Евгению было три года. Матери было нелегко одной воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в Воткинске, в обществе бабушки, деда и тетки, сестры матери, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием.

В Воткинске Женя учился в церковно-приходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образовательными дисциплинами велось и производственное обучение. Он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Вполне возможно, что тогда юноша совсем не думал, что ему придется овладеть еще одним очень важным ремеслом — писательским. В Воткинске молодой человек взялся за перо. Его первые заметки и стихи были подписаны псевдонимом «мастер Непряхин».

— Прочитайте название произведения. («Самое страшное».)

— Как вы думаете, что на свете может быть самым страшным? (Высказывания детей.)

(Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».)

— Какие чувства вы испытали при чтении?

— Ответьте на вопросы с помощью текста.

(Выборочное чтение.)

— Каким рос Вова?

— Что он испытывал от того, что никого не боялся?

— Какой день настал однажды?

— Докажите предложениями текста, что все от него отвернулись.

— В каких строчках заключена главная мысль рассказа? Прочитайте их.

(Дети читают последний абзац.)

VI. Физкультминутка

Ветер сильно вдруг подул.

(Руки вверх — наклоны.)

Листья с дерева смахнул.

(Руки вниз.)

Закружились листья все.

(Дети кружатся.)

Прилетели все к земле.

(Присели.)

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте в учебнике на с. 46 название рассказа, рассмотрите иллюстрации к нему, предположите, о чем этот рассказ.

— Что вы помните о жизни и творчестве автора — Валентины Александровны Осеевой?

— Прочитаем ее рассказ, узнаем, что же такое «хорошее».

(Дети читают и отвечают на вопросы после прочтения.)

— Каковы ваши впечатления от прочитанного?

— Какое желание однажды утром появилось у Юры?

— О чем он мечтал? Выберите подходящие строки и прочитайте их выразительно.

— Почему мальчик не осуществил свою мечту?

— Как вы думаете, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали?

— Объясните смысл названия рассказа.

— Прочитайте с друзьями рассказ по ролям. Сколько действующих лиц в рассказе? Отметьте слова, которые нужно читать за автора.

— Обсудите в парах смысл пословиц. Составьте диалог на тему одной из них.

• Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

• Добрый человек добру и учит.

VIII. Рефлексия

— Что сегодня на уроке получалось у вас особенно хорошо?

— Можете ли вы сказать, что сегодня у вас наконец-то получилось то, что раньше не получалось?

IX. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке?

— Что особенно запомнилось?

— Какие хорошие поступки вы совершаете?

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся рассказу, подготовить комментарии к нему.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Занятие в 1 классе. Сказка о солнечном зайчике

Конспект занятия, 1 класс. Корней Чуковский «Краденое солнце»

Конспект занятия в 1 классе. Абрамцева «Сказка об осеннем ветре»

Занятие в 1 классе. Карлсон

Внеурочное занятие на тему «Буратино», 1 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!