Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Водные богатства. Школа России

Урок окружающего мира для учащихся 2 класса на тему «Водные богатства». УМК А.А. Плешакова

Цели: познакомить с разнообразием водоемов; научить различать части реки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть части реки; анализировать схему.

Оборудование: картинки, фотографии с изображением водных пейзажей, три стакана и три воронки с почвой, песком и размельченной глиной, школьный словарик «Реки, моря, озера, горы России».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Игра «Угадай-ка»

• Равнины, которые имеют ровную поверхность. (Плоские равнины.)

• У горы, у холма он бывает крутой или пологий. (Склон.)

• Возвышенности на равнинах. (Холмы.)

• Ровные или почти ровные участки земной поверхности. (Равнины.)

• Горы, расположенные рядами. (Горные хребты.)

• Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или... (подножием).

• Равнины, имеющие на поверхности возвышенности (холмы). (Холмистые.)

Эти чудо-великаны

Носят каменные кафтаны.

Белые шапки на макушках

До облаков достают верхушкой. (Горы.)

• Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами. (Овраги.)

• Самая высокая часть холма или горы. (Вершина.)

2. Проверка домашнего задания

— Какие формы земной поверхности есть в нашем крае?

— Какие рисунки у вас получились?

(Можно использовать КИМы (тест 48, с. 70-71).)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки.

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото.)

 

Посмотрю в окошко:

Идет длинный Антошка. (Дождь.)

 

Кругом вода,

А с питьем беда. (Море.)

 

В новой стене, в круглом окне

Днем стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь.)

 

Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит, (Река.)

 

Дом шумит,

Хозяева молчат,

Пришли люди, хозяев забрали,

Адом в окошки ушел, (Вода, рыбы, рыбаки, невод.)

 

Молчит холодною зимой,

Но разговорчива весной. (Река.)

- Чем похожи отгадки? (Они все связаны с водой.)

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О воде.)

- Прочитайте тему урока на с. 82 учебника. (Водные богатства.)

- Как вы думаете, почему богатства? (Ответы детей.)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

- Проверьте, правильно ли вы предположили. Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

- Что такое река, море?

- Что вы знаете о реках и морях? (Ответы детей.)

- Объясните значение слов «естественный» и «искусственный».

- Прочитайте текст на с. 82.

- Правильно ли вы определили значение слов?

- Прочитайте описания на с. 82. Догадайтесь, о каких водоемах идет речь. (В первом описании — о пруде, во втором - об озере, в третьем - о канале.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№1 (с. 34).

(Самостоятельное выполнение.)

3. Беседа, работа по учебнику

(Работа в парах. Учащиеся рассматривают схему на с. 83, читают текст.)

- Как называют начало реки?

- Как называют место, где река впадает в другую реку?

- Как называют углубление, по которому течет река?

- Как называют другие реки, которые впадают в главную реку?

- Какие водные богатства есть в нашем крае? (Ответы детей.)

4. Выполнение заданий в рабочей тетради №2, 3 (с. 34).

(Самостоятельное выполнение.)

5. Практическая работа

(Опыт выполняет учитель.)

Возьмем три стакана и поместим в них воронки. В одну воронку насыпаем почву, во вторую — столько же песка, в третью — столько же размельченной глины. Нальем одновременно во все три воронки одинаковое количество воды.

— Понаблюдайте, что происходит, сделайте вывод.

Вы увидели, что почва и песок пропускают воду, а глина задерживает. Так происходит и в природе. Выпадет дождь, или растает снег, часть воды испарит», я, а часть просочится в почву. Капельки воды будут просачиваться вниз до тех пор, пока не встретят слой глины или других пород, не пропускающих воду. Здесь они будут скапливаться и по наклонной поверхности стекать вниз. Подземный ручеек иногда выходит на поверхность.

Место выхода подземных вод на поверхность земли называют родниками, или ключами.

Родник - водный источник, текущий из глубины земли.

Чаще всего подземные воды выходят на поверхность земли вдоль рек и оврагов. Из родников берут начало ручейки, которые, сливаясь вместе, образуют реки. Дождевая вода на поверхности земли была мутной. Но, просочившись сквозь почву, камни, песок, она очистилась. Обычно вода в родниках и ручьях бывает чистая и прозрачная, ее можно пить.

V. Физкультминутка

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит.

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

(Учащиеся читают текст на с. 84-85. Учитель демонстрирует картинки или фотографии с изображением водных пейзажей.)

2. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику

3. Беседа

Послушайте!

Речушка вдоль околицы текла

Негромкая...

Но мы любили, дети,

Ее — она ведь первою была

Для нас и, значит,

Лучшею на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь, и слизь

Зеленая, и хвощ болотный вылез.

Как будто люди целью задались

Убить ее

И своего добились.

С. Викулов

— Как вы думаете, почему речка стала такой грязной? (Ответы детей.)

4. Игра «Угадай-ка»

• К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я ее сын родной,

Родился весной. (Ручей.)

• Моря, океаны, пруды, озера — все это... (водоемы).

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик в роднике,

А широкий — в море. (Река.)

• Огромное водное пространство. (Океан.)

• Молодые березки

Свои перед ним

Поправляют прически.

И месяц, и звезды

В нем отражаются.

Как это зеркало называется? (Озеро.)

• Искусственный водоем. (Пруд.)

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьется.

Из него воды не пьется,

Потому что не вкусна —

И горька, и солона. (Море.)

• Выход подземных вод на поверхность, то же самое, что родник. (Ключ.),

(Можно рекомендовать учащимся прочитать дополнительную информацию в школьном словарике «Реки, моря, озера, горы России».)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 85, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Все ли учебные задачи мы выполнили?

Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 35).

2. Вместе со взрослыми подготовить фоторассказ на тему

«Красота моря» (по желанию).

Дополнительный материал

Родничок

(Рассказ)

Мы возвращались из далекого похода. Был жаркий день, всем хотелось пить, но запасы воды у нас давно кончились. На пути нам встретился глубокий овраг. Мы осторожно спустились по его крутому склону, надеясь найти внизу ручеек. Но дно оврага было сухим.

Тогда мы решили разделиться на две группы: одна пошла вверх по оврагу, другая направилась вниз. Все внимательно осматривали дно оврага: не блеснет ли где-нибудь вода. Вдруг Миша закричал:

— Ребята, сюда! Здесь должен быть родничок!

Все кинулись к нему, но... никакого родничка не увидели. А Миша держал в руках самую обыкновенную гальку. Мы решили, что он просто пошутил, и, обиженные, хотели уйти. Но Миша поднял с земли еще одну гальку и показал нам, что нижняя сторона ее, лежавшая на земле, была совсем сырая.

— Значит, где-то близко под землей вода! — радостно сказал Миша. — Здесь и надо искать родничок.

Мы тщательно осмотрели землю, поднимали камни, раздвигали траву. Вот ямка, а камешки в ней совсем мокрые! Мы взяли лопатку и осторожно углубили ямку. Со стенок начала сочиться вода. Вскоре ямка наполнилась водой. Но пить ее еще было нельзя: слишком мутной была эта вода. Мы сидели вокруг ямки на корточках, не сводя с нее глаз. Вскоре муть осела и вода стала прозрачной. Ох и вкусна же была вода из нашего родничка! А когда мы, напившись родниковой воды и отдохнув, собрались идти дальше, Миша предложил:

— Давайте, ребята, углубим родничок и обложим ямку камнями.

Так мы и сделали. Еще и ковшик из бересты на ветку повесили.

Теперь кто ни проходит по оврагу, обязательно остановится у нашего родничка, напьется чистой холодной воды и вспомнит нас добрым словом.

Разноцветная речка

(Сказка)

Текла по равнине речка с чистой-пречистой водой — речка Прозрачная. Построили на ее берегу завод игрушек. Для работы ему нужно много воды — вот и проложили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная, выливается грязная, отработанная. Удивительно ли, что Речка стала здесь, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака?

Ниже по течению построили еще один завод — резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную отработанную воду. И стала речка здесь, словно от досады, чернее сходящих с заводского конвейера черных резиновых сапог.

Еще дальше вырос на берегу третий завод — ситцевый, отчего речка сделалась здесь серо-буро-малиновой — пестрее самого пестрого ситца. Так-то вот: была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной — Разноцветной. Была многоводной — стала маловодной: уж больно много воды заводы выпивают. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни жажду утолить, ни рыбы наловить.

Однажды пожаловал на берег Разноцветной самый главный санитар и рассердился. Заводы — это, говорит, хорошо, но и про людей да окружающую их природу тоже нельзя забывать. Куда это годится, что кое-где речку курица вброд перейдет?! Разве можно смириться с тем, чтобы купальщики выходили из воды разноцветными попугаями?! Как это так — людям в речке ни умыться, ни постирать, ни жажды утолить, ни рыбы наловить? И приказал: срочно построить на всех трех заводах «водоочистки». Пусть испачканная в цехах вода там же «чистится-отмывается» и за дело принимается. Снова пачкается, снова «отмывается» и опять задело принимается. И так без конца. Тогда в речке и воды больше станет, и будет она там всегда чистой.

Послушались на всех трех заводах доброго совета, и красно-черно- зелено-желтые в крапинку потоки, текущие из труб, иссякли. С той поры речка Разноцветная вновь стала речкой Прозрачной, чистой: хочешь жажду утолить — утоляй, можешь и покупаться, и рыбы наловить, и ухи наварить.

Похожие статьи:

Доклад про ясень по окружающему миру, 2 класс

Конспект познавательного занятия по экологии на тему: Калина, 2 класс

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Комнатные растения. Школа России

Доклад «Тимофеевка луговая», 2 класс

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!