Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Весна в неживой природе. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Весна в неживой природе»

Цель: дать понятие о природных весенних явлениях и дне весеннего равноденствия.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины потепления весной; запомнят дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжат наблюдения за погодой.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, аудиозапись песни о весне из кинофильма «Весна» (муз. И.О. Дунаевского, сл. М.Д. Вольпина), динамическая модель вращения Земли вокруг Солнца, распечатки текста по В. Бианки, репродукция картины П.И. Петровичева «Ледоход на Волге», распечатки памяток.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

— Напишите современные названия весенних месяцев.

• Свистун, огородник, грачевник, водотек — ... (март).

• Травень, россеник, ранопашец, маковей, светодень —... (май).

• Первоцвет, солнечник, парник, зажги снега, снегогон — ... (апрель).

3. Фронтальный опрос

— Когда в старину отмечали новый год?

— По каким приметам угадывали погоду на лето?

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись припева песни о весне из кинофильма «Весна» (муз. И.О. Дунаевского, сл. М.Д. Вольпина).)

Сегодня на уроке будем говорить о весне в неживой природе.

IV. Работа по теме урока

Беседа

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 62 учебника.)

— Какова главная примета весны по сравнению с зимой? (Повышение температуры воздуха — потепление.)

— От чего зависит потепление? (Ответы учеников.)

(Учитель показывает динамическую модель вращения Земли вокруг Солнца.)

Приметы весны. Земля вращается не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси (воображаемой линии, проходящей через Южный и Северный полюсы). Эта ось наклонена по отношению к Солнцу. Такое положение сохраняется круглый год, а ось Земли всегда направлена в одну точку — на Полярную звезду. Поэтому в разное время года Земля по-разному подставляет солнечным лучам свою поверхность. Когда солнечные лучи падают отвесно, прямо, земная поверхность нагревается сильно. Если же лучи Солнца падают под углом, то они греют слабее.

Солнце всегда стоит прямо над головой на экваторе и в тропиках, поэтому жители этих мест не знают холодов. На Северном и Южном полюсах никогда не тает снег и лед.

Весной и осенью наклон оси вращения Земли по отношению к плоскости орбиты одинаков, поэтому примерно одинакова и температура воздуха, но восприятие человеком осени и весны совершенно разное. Осенью по сравнению с летом эта температура воспринимается как похолодание, преддверие суровой зимы, замирание природы, а весной — как потепление, как возрождение природы.

Меняется и положение Солнца над линией горизонта.

Солнце поднимается в небе гораздо выше, чем зимой, и греет сильнее. Поэтому одна из примет весны — потепление.

— Откройте рабочую тетрадь на с. 35. Назовите самую высокую температуру воздуха в наблюдаемые дни.

— А еще в каждом году имеются двое суток, когда день равен ночи. Этот день называется днем равноденствия. Назовите дату осеннего равноденствия. (23 сентября.)

Такой день есть и весной. Это 21 марта — день весеннего равноденствия.

— Что происходит дальше со световым днем? (День увеличивается, ночь уменьшается.)

(Учитель раздает детям распечатки текста.)

21 марта — день весеннего равноденствия, день с ночью меряется: полсуток на небе солнышко, полсуток — ночь. В этот день в лесу празднуют новый год — к весне поворот.

Солнце начинает одолевать зиму. Начинаются оттепели, капели с крыш. Свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода — и капает, капает... Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает, чернеет и... тает. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На всех снежных полях рыжие пятна — проталины.

— Прочитайте текст. Подчеркните весенние приметы. Расскажите о них.

— По таблице наблюдений расскажите о других явлениях погоды в наблюдаемые дни: облачности, осадках.

(Учитель слушает рассказы учеников.)

— Отгадайте загадку.

Растет она вниз головой,

Не летом растет, а зимой.

На солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

— Расскажите, как образуются сосульки. (Ответы учеников.)

Ясный весенний день. Мороз -1-2°. Сильно пригревает солнце. Его лучи падают на крышу под углом, близким к прямому. Скат крыши нагревается, и снег на нем начинает таять. Оттаявшая вода стекает с края крыши. Но под крышей температура ниже нуля, и капля замерзает. Постепенно образуется ледяной наплыв, который с каждым разом удлиняется. Так образуются сосульки.

Важно помнить, что падающая сосулька может серьезно травмировать и даже убить человека.

Помните: обращайте внимание на обледенение тротуаров. Обычно более толстый слой льда образуется под сосульками. Не стоит подходить к стенам таких зданий. Если вы идете по тротуару и слышите наверху подозрительный шум — останавливаться, поднимать голову и рассматривать, что это там шумит, нельзя. Бежать от здания тоже нельзя. Наоборот, нужно как можно быстрее прижаться к стене, чтобы укрытием послужил козырек крыши. Защитить голову сумкой или руками. Передвигаться нужно по внешней стороне тротуара, чтобы не попасть под удар сосулек.

(Учащиеся работают по рубрике «Подумаем!» на с. 65 учебника.)

— Приходилось ли кому-нибудь видеть ледоход? (Ответы учеников.)

(Учитель читает рассказ С.Т. Аксакова на с. 64 учебника.)

— Рассмотрите репродукцию картины П.И. Петровичева «Ледоход на Волге». Используя текст рассказа и репродукцию картины, расскажите о ледоходе.

— Что является причиной разлива рек? (Таяние снега и льда.)

— Каждую ли весну бывает половодье?

— Какое влияние оказывает разлив рек на жизнь растений, животных, людей?

Таяние снега может вызывать не только половодье, но и большие наводнения, когда затапливаются и сносятся быстро несущейся водой целые селения и даже небольшие города. Особенно часто наводнения бывают на реках Сибири, так как они текут с юга на север. На юге начался ледоход, а севернее река не вскрылась, поэтому талая вода начинает идти поверх льда и затапливать все вокруг. Так недавно был разрушен город Ленек на берегу Лены.

(Учитель раздает памятки.)

Памятка

1. Выключить электричество, закрыть воду и газ, выйти из дома, одевшись по погоде (плащ, резиновые сапоги).

2. Взять с собой запас продуктов, которые долго не портятся и хорошо упакованы.

3. Старайтесь держаться ближе к взрослым.

4. Не бойтесь, быстро поднимитесь на высокое место (чердак, верхние этажи дома).

5. Чтобы вас быстрее заметили спасатели, размахивайте палкой с тряпкой на конце, а ночью светите фонариком.

6. При нахождении в безопасном месте оставайтесь там до спада воды.

7. Если вы попали в воду, постарайтесь ухватиться за плавающие предметы.

8. Когда наводнение спадет, не входите в дом, пока не придут взрослые.

9. Помните: убивают человека не голод и не жажда, а отчаяние и покорная готовность умереть. Не теряйте надежду на спасение.

— Откройте учебник на с. 62—63. Расскажите о признаках весны в городе и за городом.

V. Физкультминутка

— Сейчас мы с вами поиграем в старинную детскую игру, в которую играли ранней весной.

(Учитель читает описание игры на с. 65. Учащиеся проговаривают слова, «перепрыгивают» воображаемый ручей.)

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задания 1, 2, 3 (с. 34)

— Прочитайте, выполните задания.

VII. Рефлексия

— Закончите предложения.

• Причиной разлива рек бывает... (таяние снега и льда).

• День весеннего равноденствия... (21 марта).

• Причина прихода весны... (вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси).

• Первая гроза бывает в... (мае).

VIII. Подведение итогов урока

— Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет попробовать самостоятельно сделать его? (Ответы учеников.)

(Один из учеников читает вывод на с. 65 учебника.)

— Согласны ли вы с этим выводом?

Домашнее задание

Прочитать текст в учебнике (с. 62-65), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 65).

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Деревья и кустарники осенью. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Охрана природы зимой. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зима в мире растений. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Невидимые нити. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Будь здоров. УМК «Перспектива»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!