Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Как построить дом. Школа России

План-конспект по окружающему миру во 2 классе на тему «Как построить дом»

Цели: дать представление о технологии строительства городского и сельского домов; познакомить с видами строительной техники и материалов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности; читать текст и находить в нем нужную информацию; предлагать вопросы по содержанию текста.

Оборудование: картинки с изображением сельского и городского домов; у учащихся — цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Заполните пропуски в схемах.

• Дерево — древесина — ... (бумага) — тетрадь.

• Шерсть - ... (шерстяная нить) — шерстяная ткань — шерстяная одежда.

— Отгадайте загадки. Если сможете, назовите, из чего сделаны эти вещи.

Стучат, стучат —

Не велят скучать.

Идут, идут,

А все тут как тут. (Часы.)

 

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник.)

 

На пальце одном

Ведерко вверх дном. (Наперсток.)

 

На что ни взглянет этот глаз —

Все на картине передаст. (Фотоаппарат.)

 

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло.)

 

На столе стеклянный пруд —

Рыбки разные живут.

У прозрачных берегов

Не бывает рыбаков. (Аквариум.)

 

Мой друг со мной в квартире,

Не разъезжает по стране,

Но все, что делается в мире,

 

Он раньше всех покажет мне. (Телевизор.)

 

Он охотно пыль вдыхает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос.)

 

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка.

И ночью так она мягка. (Подушка.)

 

Растянулась, как гармошка,

Чудо-печка под окошком. (Батарея.)

— Из каких камней делают украшения?

— Какое украшение из камня вы нарисовали дома? (Ответы детей.)

(Можно использовать КИМы (тест 24, с. 33).)

III. Самоопределение к деятельности

— Где вы слышали такие слова: прораб, майна, вира, кирпич, бетон, цемент, бревно, бетонная плита? (На стройке.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О строительстве.)

— Прочитайте тему урока на с. 112 учебника. (Как построить дом.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте задачи урока в учебнике. Правильно ли вы предположили?

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Кто из вас наблюдал, как строят дом? Поделитесь своими наблюдениями. (Ответы детей.)

— О каких домах (сельских или городских) идет речь в стихотворениях?

(Стихотворения читают заранее подготовленные учащиеся или учитель.)

Твой дом

Я со строителем знаком,

Который строил этот дом.

Не строил, нет, а возводил,

Как песню пел, как хлеб растил.

Кирпич сначала гладил,

Потом к другому ладил.

И с домом сам, и с домом сам

Он поднимался к небесам.

Дом наконец под крышу встал,

Ждать новоселов после стал.

И тот, кто этот дом возвел,

Он тоже в доме новосел...

К. Мурзалиев

 

Домик с трубой

Помню я, в детстве

Над нашей избой

В небо струился

Дымок голубой,

Чурки пылали

За дверцей в печи

И раскаляли огнем

Кирпичи,

Чтобы держался

Наш домик в тепле,

Пшенная каша

Томилась в котле!

И, напевая,

Летел в дымоход

Дым, согревая

Зимой небосвод.

Ю. Мориц

— Прочитайте задания 1—3 на с. 112—113 учебника. Обсудите их в парах.

— Проверьте себя. Найдите и прочитайте ответы на с. 141.

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 41).

(Самостоятельное выполнение.)

V. Физкультминутка

Потрудились — отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

(Учащиеся самостоятельно читают рассказ Б. Зубкова «На стройке». Отвечают на вопросы, выполняют задания к тексту.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради №2,3 (с. 41).

(Самостоятельное выполнение.)

3. Игра «Мы строим новый дом»

(Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает бригадира. За определенное время (5—10 мин) бригада во главе с бригадиром должна составить список строительных материалов, машин, рабочих-специалистов, которые необходимы, чтобы построить: первая бригада — детский сад, вторая бригада — сельский магазин.)

Примерный список первой бригады

1. Материалы: кирпич, песок, цемент, бетонные плиты, доски.

2. Машины: самосвалы, экскаватор.

3. Строители: каменщики, маляры, плотники и т. д.

Примерный список второй бригады

1. Материалы: кирпич, цемент, песок, бревна, доски, шифер.

2. Машины: самосвалы (грузовики).

3. Строители: каменщики, плотники, маляры.

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 115, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Справились ли мы с учебными задачами, которые поставили в начале урока?

Домашнее задание

Выполнить рисунок своего дома, рассказать о нем.

Дополнительный материал

Строительные материалы

Дома называются деревянными, каменными, кирпичными, блочными, панельными по тому материалу, из которого сделана главная часть любого дома — его стены. Они могут быть сложены из деревянных бревен или досок, из камня или кирпича, из бетонных блоков или панелей.

Дерево и камень — самые древние строительные материалы. Они всегда существовали в природе, поэтому их и именуют природными, а все другие материалы — искусственными.

Прошло много тысяч лет с тех пор, как из деревянных (или иначе — лесных) материалов и изделий стали возводить постройки, но и сейчас, когда дома сооружают в основном из искусственных материалов, изделиям из дерева не всегда находят замену. Двери, оконные рамы, паркет, плинтусы, встроенная мебель почти в каждом новом доме сделаны из лесных материалов — легких, прочных, хорошо поддающихся обработке, а также достаточно долговечных. В России можно отыскать деревянные постройки, возраст которых составляет 400 — 500 лет. Все части распиленных бревен идут в работу, даже стружки и опилки, из которых научились делать плиты, используемые для отделки помещений, изготовления мебели. Для этого же служит и фанера, склеенная из тонких листов дерева.

Каменные сооружения, которые тоже возводят с незапамятных времен, отличаются высочайшей прочностью и огнестойкостью, практически не выходят из строя. К известным древним каменным постройкам, сооруженным более 3000 лет назад и сохранившимся до наших дней, относятся египетские пирамиды высотой до 150 м, остатки Великой Китайской стены протяженностью свыше 5000 км, многочисленные храмы и дворцы. Сейчас каменных зданий и сооружений почти не строят, но без природных каменных материалов редко обходится любая стройка. Каменные породы в виде щебня, гравия, песка и глины используют обычно для получения искусственных строительных материалов.

Самые старые из этих материалов — керамические. Они служат для кладки стен (кирпич), для их облицовки (блоки и плитки), для устройства крыш (черепица), для производства санитарно-технических изделий (умывальники, ванны, унитазы, трубы). Для изготовления керамических изделий берут глиняное сырье, придают ему нужную форму, сушат и нагревают (обжигают), пока они не приобретут твердость камня.

Кирпич — один из первых искусственных материалов. Его изготовление на кирпичных заводах механизировано, но выкладывают кирпичные конструкции ручным способом.

Искусственных материалов очень много. Но чаще всего на стройках применяют минеральные вяжущие вещества — бетон и растворы, железобетон. Минеральные вяжущие вещества — это порошки, которые при смешивании с водой образуют массу, похожую на тесто. Через некоторое время эта масса затвердевает, как камень. Давным-давно вяжущие вещества изготавливали из гипса и известняка, размалывая их в порошок, а в начале XVIII в. в России и Великобритании изобрели цемент — смесь из известняка и глины, которую сначала спекали, а потом размалывали.

Если в вяжущее вещество добавить песок, щебень, гравий и воду, то после затвердевания смеси получится бетон — один из главных строительных материалов. Из бетонных плит, блоков, панелей и т. п. собирают фундаменты и стены зданий.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Комнатные растения. Школа России

Доклад про ясень по окружающему миру, 2 класс

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо. Школа России

Доклад «Тимофеевка луговая», 2 класс

Конспект познавательного занятия по экологии на тему: Калина, 2 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!