Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Деревья и кустарники осенью. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Деревья и кустарники осенью»

Цель: познакомить с наиболее часто встречающимися деревьями и кустарниками и вечнозелеными хвойными растениями средней полосы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать причины листопада; познакомятся с вечнозелеными хвойными растениями средней полосы России; продолжат развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой, Интернетом.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», куклы Мальчик и Девочка, аудиозапись песни «Наш край» (муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца), фотографии растений (дуб, сосна, береза, осина, ель, калина, черемуха, клен, рябина, сирень, лиственница), репродукция картины И.С. Остроухова «Золотая осень».

Примечание: заранее подготовленный ученик рассказывает о листьях растений.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

(Учитель от лица кукол-помощников читает обрядовую песню.)

Уж мы сеяли, сеяли ленок,

Белый, словно кужелек.

Уродись, наш ленок,

Тонок, долог и высок,

Лен ленистый, волокнистый,

К шитью ниткой шелковистой!

Мы леночек рвали, жали,

Обрезали, в поле стлали,

Обрезали, в поле стлали,

Во снопочки собирали.

А сушили — приговаривали,

Лапотками приколачивали:

«Ты удайся, удайся, ленок,

Белый, словно кужелек,

Ты удайся, удайся, ленок,

Тонок, долог и высок,

Лен ленистый, волокнистый,

К шитью ниткой шелковистой!»

Вот удался, удался ленок,

И мы пряли, пряли ленок,

Белый, словно кужелек,

Вышивали дивный платок!

Кужелек — мягкий, пушистый кусок очесанного льна.

— О каких видах работы со льном рассказывает эта обрядовая песня?

(Далее учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 78 учебника.)

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись песни Д. Кабалевского «Наш край» на слова А. Пришельца.)

— Представьте, что деревья могут разговаривать. Давайте послушаем, о чем они говорят, и угадаем, какое дерево это говорит.

(Учитель за правильный ответ дает бонусы.)

«Посадил ты меня в землю, а теперь обижаешься — отчего, дескать, медленно расту?

Невдомек тебе, что расту я в обе стороны.

Кверху стволик тянется с веточками, а снизу — становой корень уходит, землю буравит.

И корень этот куда длиннее, чем ствол. И работа у него тяжелая — землю раздвигать, до глубокой воды добираться...

А вот как доберется, укрепится, начнет воду качать — так и пойду в рост. Будет у меня веток — сотни, листьев — тысячи...» (Дуб.)

«Далеко-далеко внизу у корней моих ручеек в траве позванивает. Вровень с поясом березки да осинки стоят. До плеч моих только ели старые дотянулись.

А выше моей головы только лишь облако ходячее в синем небе...

Не по мне коротышкой быть, в тени сидеть - свет люблю, ясное небушко... Я бы еще не так вымахала, но ведь мы, деревья, не круглый год растем. Я вот только два весенних месяца вверх тянусь, а там — стоп! Все. Другими делами надо заниматься: шишки завязывать, хвою обновлять, почки новые закладывать. Зато и вырастаю же я за эти два месяца... Будто подпрыгиваю!» (Сосна.)

«Мы — хозяйки добрые. Землю украшаем. Куда ни пойдешь — везде нас встретишь. И в густом лесу мы стоим. И на болоте, среди кочек да мхов. И на сухой земле, на песке, на старом пожарище... Было место самое гиблое, самое пропащее. А пришли мы туда, встали — и сразу похорошело кругом.

Листва шелковистая шелестит — нашептывает, птицы на ветках гнезда вьют, от белых стволов свет над землей разливается. Забредет человек, глянет — и не уйти ему с этого места. Красота приворожила». (Береза.)

«Хны-хны, бедная я, разнесчастная... И за что мне такая доля горькая?

Все деревья у людей в почете, всем - доброе слово. Одну меня ругают. Ни на что, мол, не гожусь, кроме как на спички... Приято ли слышать?

Все деревья долго живут, лет по триста, по четыреста. А мне и до ста не прожить — короток мой век. Все деревья чем толще, тем крепче становятся. А я только начну толстеть — сразу слабну. В стволе, в середке непременно гниль заводится, и чем дальше - тем пуще. Издали оглядеть — вроде бы здоровехонька, а на самом деле насквозь больная, в чем только душа держится...

Оттого я очень ветра боюсь. Стою — вся дрожу, не налетел бы вихрь, не повалил бы меня, слабую и хилую... Чуть ветерок — залопочу, заволнуюсь, заплещусь... Ох, страшно! Одно у меня утешение — детки. Из каждого корня моего, что в землю уходит, торчат зеленые прутики... Гляжу я на них сверху, нарадоваться не могу. До того милы мои деточки. Сами тонюсенькие, слабенькие, а листочки развернули большие, круглые, как лопухи. И шевелят этими листочками, словно ушками хлопают...» (Осина.)

«Грибничок-лесовичок, постой! Не прячься под осинку, не прячься под березку... У них листочки хоть и лопушистые, да вертлявые, реденькие, пропускают дождь.

Ты ко мне подойди, у меня схоронись. Я тебя лапами густыми прикрою, от дождика заслоню — ни одна капелька ни просочится!

А чтоб сидеть было мягко — моховая подушечка есть. Сядь-ка на нее, спиной к стволу моему привались, удобно будет. Вот так...

Э, брат, да у тебя корзиночка совсем пустая! По лесу ходил, ничегошеньки не выходил?

Не беда, поможем твоему горю. Глянь-ка под нижнюю лапу... Во-он видишь? Крепенький боровичок растет. Да нет, погоди! Там еще есть. Боровички семьями держатся, их тут целый десяточек. Вот и потяжелела корзинка!

А вот и дождик кончается. Нынче дождик — торопыга: спрыснул землю чуток и дальше побежал... Скоро опять сухо будет. Можно тебе снова в дорогу. Прощай, грибничок-лесовичок!» (Ель.)

«В багряных листьях у меня ягодки поспели. Одна к одной — чистые, блесткие, будто угольки пламенные... После морозца и без меда вкусны!» (Калина.)

«Очень я на людей обижаюсь... По весне белого кружева напряду, с головы до ног наряжусь, стою как невеста. Глядите, стар и мал, любуйтесь. Пусть у вас на душе станет радостно!

А люди — ломать меня. По стволу карабкаются, сучья гнут, веточки отдирают. И не поймут, что ведь себе хуже! Веточки в комнате долго ли простоят — вот уж и осыпались. А цвела бы я нетронутая, так сколько бы дней глаз веселила!

Поспеют летом черные ягоды, опять люди ко мне. Потихоньку бы собирали ягодки, бережно, я бы смолчала. Но ведь снова гнут меня, снова ломают...

Этакий сорванец качается на ветке, приятелей зовет:

— Эгей! Сюда!..

Ну, я на хитрость пустилась.

Хоть ягоды мои и сладкие, да вязкие они, рот вяжут.

Поел ягод, захотел крикнуть, а рот-то и связало. Ну и поделом тебе. Ступай домой да помалкивай». (Черемуха.)

Кто больше всех набрал бонусов — тот победил в игре.

Сегодня на уроке мы будем говорить о деревьях и кустарниках осенью.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

С. 78-79

— Рассмотрите рисунок. На какие группы можно разделить растения? (Деревья и кустарники. Хвойные и лиственные.)

— Приведите примеры лиственных деревьев и кустарников.

— Приведите примеры хвойных деревьев и кустарников.

— Какие изменения произошли с растениями осенью? (Листья стали менять окраску, а потом опадать.)

— Почему это происходит? (Ответы учеников.)

— Лист зелен потому, что зелен хлорофилл. Он придает листу такую окраску. Ну а почему осенью листья становятся желтыми, красными, фиолетовыми?

Хлорофилл легко разрушается. Но летом он быстро и легко восстанавливается, и листья остаются свежими, зелеными, их окраска не меняется, процесс образования хлорофилла не отстает от процесса его разрушения.

Но вот дни убывают. Света становится все меньше и меньше. Между тем зерна хлорофилла продолжают все так же быстро, как и летом, разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше, и лист бледнеет.

Но в клетках листа есть и другие красящие вещества — желтые и красные, только летом буйная зелень хлорофилла их заглушает, а теперь, когда хлорофилл постепенно разрушается, они выступают ярче. Листья желтеют и краснеют.

Они не только желтеют и краснеют — иной раз они становятся багряными. Помните у Пушкина: «Роняет лес багряный свой убор...» В листе теперь появляется еще одно красящее вещество, оно и придает ему такую окраску. Это вещество осенью захватывает все больше места в листе, потому что для его образования нужно, чтобы стало холоднее и жизнь растения замирала. Все это и происходит в природе осенью.

Вот почему листья меняют свою окраску.

— У каких деревьев листва краснеет? (Уклена, рябины, осины.)

— Какое растение дольше всех остается зеленым? (Сирень.)

(Учитель в процессе рассказа показывает листья лиственных и хвойных растений.)

2. Беседа

— Почему деревья сбрасывают листву? (Ответы учеников.)

Листопад. За изменением окраски листьев следует листопад.

Он имеет для растений очень большое значение. Представьте, что листья не опадут, а останутся на дереве или кустарнике. Зимой на них ляжет снег, а даже самые толстые ветки могут сломаться под его тяжестью. Растение сильно пострадает или даже погибнет. Значит, листопад — это подготовка растения к суровому времени года — к зиме.

Между черешком листка и веткой деревья наращивают тоненькую перегородочку, которая не пропускает ни соки, ни воду. Растет перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что держаться, оторвется он и полетит.

Листья испаряют большое количество влаги, поэтому растения сбрасывают их.

С наступлением холодов охлаждается и вода, которая находится в почве. Холодную воду корни дерева не всасывают. В деревьях замедляются все жизненные процессы — дерево спит.

— Все ли деревья сбрасывают на зиму листву? Почему? (Ответы учеников.)

Может, ель зимой вовсе и не спит? Нет! Крепко спит и она. Ведь елке не грозит засуха, так как ее хвоинки покрыты толстой кожицей, которая не пропускает влагу.

А снег? Он елке не страшен — ветки гибкие, прочные, снежный груз лишь согнет их, а не сломает. И на узких хвоинках снег не удерживается, он, словно на санках, скользит вниз.

Хвойные меняют свой зеленый наряд постепенно. Елке, чтобы полностью «переодеться» — сменить все старые иголки, нужно около 9 лет.

Но есть дерево, у которого хвоя к осени желтеет и осыпается, как листья у других деревьев.

— Как называется это дерево? (Лиственница.)

У лиственницы новая хвоя растет быстро, куда быстрее, чем у ее хвойных родичей. И вырасти за лето она успевает, и обзавестись шишечками, полными семян. Ну, а раз ей весеннего и летнего времени хватает, хвою к зиме можно и сбросить.

(Учитель показывает фотографии, рисунки, гербарии растений, о которых рассказывает.)

3. Работа с атласом-определителем

— Определите деревья и кустарники по плодам на рисунке на с. 81 учебника.

4. Работа по учебнику

С. 80

— Прочитайте рассказ «Послушаем листопад».

— Какое чувство вызвало у вас это описание? (Ответы учеников.)

— Какое открытие сделал для себя автор? (Можно слушать листопад.)

— Рассмотрите репродукцию картины И.С. Остроухова «Золотая осень». Что вы видите? (Старые деревья в светло-оранжевой, желтой листве. Воздух влажный, поэтому деревья как будто в дымке.)

— Какую осень изобразил художник? (Спокойную, тихую.)

— А осень на картине И.И. Левитана? Вспомните эту картину, открыв учебник на с. 54. (Яркая, праздничная.)

V. Физкультминутка

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

(Поднимать и опускать руки перед собой ладонями вверх.)

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

(Медленно присесть с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями вниз.)

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

(Медленно подняться, держась руками за голову, как за шляпку.)

Кто нашел его, друзья?

(Пожимать плечами.)

Это я, это я, это я!

(Прижать руки к груди, утвердительно кивая головой.)

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 48)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

Задание 2 (с. 49)

— Прочитайте и выполните задание.

VII. Рефлексия

— Что было интересным на уроке?

- Какое задание показалось сложным?

(Учащиеся работают над вопросами в рубрике «Подумаем!» на с. 81 учебника.)

VIII. Подведение итогов урока

- Почему осенью у деревьев и кустарников опадают листья?

Сделаем вывод. Итак, изменение окраски листьев и листопад — главные осенние явления в жизни деревьев и кустарников. А еще главный источник неповторимой красоты этого времени года.

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 78—81), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 81).

2. Выполнить задания 3, 4 (с. 49) в рабочей тетради.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Весна в неживой природе. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Охрана природы зимой. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зима в мире растений. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Будь здоров. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Невидимые нити. УМК «Перспектива»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!