Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «Каша из топора»

Литературное чтение по ФГОС «Школа России» - 2 класс

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой сказкой) на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; развивать мышление, внимание, память.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Оборудование: карточки с зашифрованными пословицами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выставка рисунков. Дети выразительно читают отрывок из сказки к своему рисунку.

III. Речевая разминка

— Прочитайте текст, записанный на доске, и определите его жанр. (Это загадка.)

Кланяется, кланяется,

Придет домой — растянется.

— Отгадайте загадку. (Топор.)

— Научитесь читать ее скороговоркой.

IV. Постановка целей урока

— Прочитайте название сказки, которую мы будем сегодня читать. Удивило ли вас название?

— Будет ли она отличаться от сказок, прочитанных на предыдущих уроках? Если да, то чем?

— Мы читали сказки о животных. Какие еще виды сказок вы знаете? (Волшебные и бытовые.)

Сегодня мы познакомимся с бытовой сказкой. А что это за сказки, мы с вами узнаем во время урока.

V. Работа по теме урока

1. Словарная работа

(На усмотрение учителя: перед чтением или во время чтения сказки.)

Служивый - солдат, военнослужащий.

Побывка — приезд к кому-нибудь на короткое время.

Вдоволь — достаточно.

Варево — горячее жидкое кушанье, похлебка.

Чулан — помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить — прибавить к еде что-нибудь для вкуса.

Котел — большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли — если бы.

Этакую — такую.

Сметка — смекалка.

2. Чтение сказки

(Сказку читают учитель и учащиеся.)

— Какие чувства вы испытывали во время чтения?

— Куда шел солдат?

— Почему он постучался именно в эту избу?

— Что он попросил у старухи?

— Как старуха откликнулась на просьбу солдата? Почему?

— Что придумал солдат?

— Как он это сделал?

VI. Физкультминутка

(Дети имитируют все движения хомячка.)

Хомка

Хомка, Хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет,

Шейку трет,

Подметает

Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

VII. Закрепление изученного

1. Повторное чтение сказки

— Обратите внимание, как герои обращаются друг с другом. (Примерный ответ. Солдат приветливо, а старуха притворно ласково. Понять собеседника можно по его поступкам, действиям.)

2. Работа по вопросам учебника

— Откройте с. 47 учебника. Вопросы 2 и 3 помогут нам составить характеристику героев.

— Как вы поняли смысл предложения «А солдат ест да посмеивается»?

3. Работа с пословицами

— Расшифруйте пословицы. Для этого нужно прочитать только русские буквы.

— Какие из них можно отнести к содержанию сказки?

• WCMETRK1A  ДОQWZPOWFЖIЕ

DБWOFГALZGTCTWBIA. (Сметка дороже богатства.)

• QWECRЛИ   RWVCИFЛIA   HGE    LBOZ3ЬMET, QSCMEFKWALЛVKA GLBЫZPWУSЧИZT. (Если сила не возьмет, смекалка выручит.)

• ГWДRE   QSCMEFKWHELT    YБROFENЦ,  WTRAM  QBWPAFГУ DKOSHЕJЦ. (Где смекнет боец, там врагу конец.)

• QБWЫЛ  R  WCVMEIЛ, KQOLГZДA DKlVAQШУ EGЛ. (Был смел, когда кашу ел.)

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

IX. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились?

— К какому виду сказок она относится?

— Что вы узнали о бытовой сказке? (Примерный ответ. Главные герои — люди, действия происходят в обычных домах, деревнях. В бытовых сказках высмеиваются жадность, скупость, глупость богатых людей, прославляются доброта, ум, смекалка бедных.)

Домашнее задание

Подготовиться к чтению сказки «Каша из топора» по ролям.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Упражнения для глаз для учащихся начальной школы

Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе

Физкультминутки для 1 класса в стихах

Проектная деятельность по русскому языку, 3-4 класс

Родительское собрание на тему ЗОЖ в начальной школе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!