Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Бальмонт «Поспевает брусника...», Плещеев «Осень наступила...»

Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями К. Бальмонта, А, Плещеева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, соотносить стихи и музыкальные произведения, представлять картины осенней природы.

Оборудование: портреты К. Бальмонта и А. Плещеева, выставка их книг; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

В осеннее ненастье

семь погод на дворе:

сеет, веет, кружит, рвет,

сверху льет, а снизу метет.

— Прочитайте пословицу «жужжащим» способом. Как вы ее понимаете? (Дети объясняют смысл пословицы. Далее — четкое проговаривание, чтение скороговоркой.)

III. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» наизусть.

IV. Работа по теме урока

Стихотворение К. Бальмонта

Сегодня на уроке мы продолжим работу с произведениями русских поэтов.

(Учитель читает стихотворение «Поспевает брусника...» на с. 69.)

— Кто написал это стихотворение? (К. Бальмонт.)

Материал для учителя

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942) — русский поэт, критик, переводчик. Он родился и вырос в помещичьей семье. Его отец, Дмитрий Константинович Бальмонт, был судьей, а потом председателем земской управы в городе Шуя (по-нашему, мэр). Мать, Вера Николаевна Лебедева, — высококультурная женщина, оказала глубокое влияние на юного поэта.

— Понравилось вам стихотворение?

— Найдите строки, которые говорят о настроении поэта.

— О ком можно сказать «проснется и заплачет»? К кому относит поэт эти слова?

— Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?

— Найдите значение слова «благовонье». Благовоние — приятный запах.

— Найдите в стихотворении олицетворения. (Солнце смеется, осень проснется и заплачет.)

(Дети читают стихотворение выразительно.)

V. Физкультминутка

Листочки

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

(Дети садятся по местам.)

VI. Продолжение работы по теме урока

Стихотворение А. Плещеева

— Прочитайте стихотворение на с. 70.

— Кто хочет прочитать вслух? (Все слушают чтение хорошо читающих учеников.)

— Кто автор стихотворения? (А. Плещеев.)

Материал для учителя

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - русский поэт, прозаик, переводчик, литературный и театральный критик. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 г. служил его отец, скончавшийся, когда будущий поэт был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге.

— Перечитайте стихотворение, найдите рифмующиеся слова. (Цветы — кусты, желтеет — зеленеет, на лугах — на полях и др.)

— Как вы понимаете слово «озимь»?

Озимь — всходы пшеницы, посеянные под зиму, осенью, а не весной.

— Как надо читать это стихотворение: в быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо?

(Дети читают стихотворение выразительно.)

VII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Назовите стихи, которые вы прочитали на уроке, а также их авторов.

— Какой теме они посвящены?

Домашнее задание

Выучить понравившееся стихотворение.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Физкультминутки для 1 класса в стихах

Родительское собрание на тему ЗОЖ в начальной школе

Упражнения для глаз для учащихся начальной школы

Проектная деятельность по русскому языку, 3-4 класс

Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!