Классный час в начальной школе. Отдых с пользой

Конспект классного часа для учащихся начальных классов. Тема: Каким должен быть отдых

С ранних лет и до последних дней жизни человек занимается, учится и работает, развивая себя. Но если человек будет весь день выполнять одну и ту же работу, он устанет и ему потребуется отдых. Кто из вас знает, как можно и как нужно отдыхать? (Ответы.) НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ и БЕЗДЕЛЬЕ - это отдых ленивого человека, настоящим же отдыхом (трудолюбивого человека) считается смена занятий. Смена занятий вполне достаточный отдых для любого человека. От безделья и разболтанности человек ослабевает намного сильнее, чем при смене занятий. Если человек устал, то он должен поменять свою работу на какое-нибудь другое занятие и продолжать трудиться. Например, если человек копал землю, то через какое-то время он устанет. Во время этой физической работы трудились мышцы человека, его тело, а ум отдыхал. Поэтому если человек просто ляжет отдыхать, он ощутит всю мышечную боль, так как его ум ничем не занят и все ощущения тела передаются сознанию человека. Но если он начнет читать книгу, над которой его ум будет трудиться, сядет рисовать или играть на пианино, то, переключившись на творческую умственную работу, он не заметит, как усталость пройдет. В школе вы занимаетесь умственным трудом, учитесь, поэтому ваша усталость умственная, а значит, вам будет очень полезно заняться каким-то физическим трудом: выполнить какие-то обязанности по дому, позаниматься в спортивном или художественном кружке, а затем вновь переключиться на умственную работу, выполняя домашние задания. При таком правильном чередовании занятий человек сохраняет много жизненных сил, которые ему так необходимы. Смысл вашего отдыха должен заключаться в том, чтобы не прерывалась цепь познания и труда, ведь знания можно приобретать даже в простых играх. Кто из вас знает игру «Города»? В этой игре может участвовать много игроков, хоть весь класс. Первый называет город, например, столицу нашей страны. Как он называется?

Дети. Москва.

Учитель. Москва начинается с буквы...? (М.) А заканчивается на букву...? (А.) Значит, следующий должен назвать город, который начинается с буквы «А», например Архангельск. Следующий называет город на букву «К» и т. д. Кто не может назвать город, выбывает из игры. Простая игра, но надо знать много городов и уметь правильно написать название города. Участвуя в такой простой игре, человек незаметно для себя изучает географию и русский язык. В процессе игры человек может обучаться русскому и иностранным языкам, математике и многим другим наукам. Есть много настольных, интересных игр. Например, шахматы. Но лучше всего в минуты отдыха заниматься творчеством: рисованием, музыкой, пением, лепкой, оригами... Способностью творить на Земле обладает только человек, потому что только человек, из всех живущих, обладает развитым осознанным мышлением. Помните, мы говорили о творческом процессе создания платья для куклы. Сначала должна появиться ИДЕЯ создания платья, без нее невозможно появления платья. Нельзя создать то, чего ты не хочешь и чего не понимаешь. Человек должен сначала понять то, что он хочет сделать, а потом все это он должен хорошо ОБДУМАТЬ. ОБДУМЫВАНИЕ или МЫШЛЕНИЕ - это очень важный процесс в жизни человека. Каждое желание, идея, мимолетная мысль сопровождаются продумыванием и часто приводят к действиям. Всегда каждому действию предшествует мысль. Только благодаря воле и мыслям желания человека превращаются в действия. Если вы захотели отдохнуть, то вам обязательно предстоит решить, как вы будете отдыхать. Если у вас слабая воля, то, думая об отдыхе, вы решите поваляться на диване. Но если вы стремитесь воспитать в себе волю, то, обдумывая свой отдых, вы у кого спросите совета?

Дети. У сердца (у родителей, учителя, друга...)

Учитель. Прислушайтесь к нему, и вы, возможно, почувствуете, что вам хочется что-то нарисовать или выучить какую-нибудь песню, научиться играть на каком-то музыкальном инструменте, слепить что-то из пластилина или смастерить что-то своими руками. То, что создает человек, часто так и называют «творением рук человеческих». Обращайте внимание на творения рук человеческих: картины, музыку, скульптуры, книги... и попробуйте понять, что вам больше всего нравится, чем бы вы захотели заняться во время своего отдыха. (Видеосюжет.)

Дополнительный литературный материал

Два мохнатых приятеля

Знаете ли вы, что у необходимого для человека отдыха, есть два безобразных соседа? Им очень нравится, когда кто-нибудь сидит без дела, сильно скучает и грустит. Всегда, когда человек хочет отдохнуть, рядом с ним появляются два незаметных мохнатых приятеля: хитрая Лень и тягостное Безделье. Окружают они человека и начинают на него дуть своей заразной тоской и скукой. Надышится человек такой заразой и тут же заболевает грустью, печалью и унынием. И тогда вместо радостного отдыха человек надолго остается во власти грустного, плохого настроения и тяжких раздумий. Многие люди, желая отдохнуть, вдыхают мрачный воздух Лени и Безделья. Но у каждого человека есть оружие и лекарство против мохнатых приятелей. Ведь всем известно, что Лень и Безделье пугаются интересной работы и не переносят постоянного труда.

Однажды в далеком хвойном лесу появились оба тех самых приятеля. Ни разу еще они не были в этом лесу и не обдували обитателей леса заразной тоской и скукой. Стали они искать тех, кто устал и кто отдохнуть решил, ничего не делая. Да не тут-то было. Оказалось, все звери и птицы в лесу не знают, что такое «бездельный» отдых. С утра до ночи все они трудятся: гнезда и норы строят, корм себе добывают, да детей своих кормят. Долго искали Лень и безделье, кого бы грустью и печалью своею заразить, да так никого и не отыскали. А когда уже хотели обратно в город возвращаться, вдруг заметили одинокую деревянную избушку посреди леса. Решили они перед возвращением в избушку наведаться, может быть, там удалось бы на кого-нибудь скуку и тоску навеять.

В той избушке жил лесник, дед Митяй, а на летние каникулы к нему в гости внук Тимоша приехал, чтобы в лесу пожить, нагуляться вдоволь, да чтобы деду не очень скучно было жить одному. Вот проникли в избушку Лень и Безделье и видят: собираются дед с внуком за ягодами идти, корзины плетут. Дед Митяй их плетет, а Тимоша помогает ему: острым ножом липовые лубья на ровные полоски лыка разрезает. Решили Лень с Бездельем дождаться, когда кто-нибудь из них первый устанет и отдохнуть захочет, чтобы в этот момент тоску-скуку навеять. Но как назло только закончили плести корзины дед с внуком, тут же собрались, оделись и за ягодами пошли. А Лень и Безделье решили не отставать и за ними следом вышли. Долго ягоды пришлось собирать. Дед с внучком своим будто бы совсем про отдых позабыли. Даже сердиться стали мохнатые приятели на них, ждут не дождутся, когда те отдохнуть решат и ягоды собирать перестанут.

Ну ничего, - успокаивают себя Лень и Безделье, - как только ягод они насобирают, обязательно отдохнуть сядут, тут- то мы их обязательно заразим, и станут они очень грустными, печальными и унылыми.

И действительно, насобирали дед с внуком целые корзины ягод и сели под дерево отдохнуть. Только к ним Лень и Безделье приблизились, чтобы тоску-скуку навеять, глядь, а дед с внуком уже о завтрашней рыбалке с интересом говорят, истории увлекательные из жизни рассказывают, да ягоды при этом едят. Стали дуть Лень и Безделье на них скукой и тоской, от натуги чуть ли не лопаются, а деду и его внуку хоть бы что, совсем не замечают, как Лень и Безделье стараются, никак к ним заразная грусть, печаль и унылость прилипнуть не могут.

- Что-то не нравится мне, как они отдыхают, - сказала уставшая рассерженная Лень Безделью. - Не прилягут, не поваляются без дела, только ягоды собирать перестали, как тут же о другом деле думают, интересные истории рассказывают. Разве такие могут заболеть скукой и тоской?

- Давай еще немного подождем, - ответило Безделье. - Вдруг они устанут, когда домой возвратятся. Захочется им полежать, ничего не делать и ни о чем не думать, а мы тут как тут.

Так и порешили мохнатые приятели немного подождать, пока дед с внуком домой не вернутся. Возвратились дед с внуком домой сильно уставшие: у деда спина болит, а у внука ноги устали. Лень с Бездельем даже уже дуть приготовились. Глядь, Тимоша на кровать забрался и книгу про рыбалку стал читать. А дед на теплую печь кряхтя залез, снасти рыбацкие разложил, да чинить и править их стал к завтрашней рыбалке. Чуть не плачут от злости мохнатые приятели, сами они уже устали и измотались. Ведь целый день потратили на деда и на его внука, полдня за ними по лесу ходили, а все без толку. Видно, дед хитрый и знающий им попался и внука успел своего научить, как с Ленью и Бездельем нужно бороться, чтобы тоска-скука не пристала и грусть-печаль не одолела.

Вопросы к тексту:

1. Какого момента ждали Лень и Безделье, чтобы подуть скукой и тоской? (Момент отдыха.)

2. Почему мохнатые приятели не смогли воспользоваться отдыхом деда Митяя и Тимоши? (Отдыхая, они брались за новое дело или обдумывали его.)

3. Знал ли дед Митяй, как отдыхать нужно, чтобы избежать заразной скуки и тоски?

4. Как же надо отдыхать, чтобы грусть, печаль и уныние прошли мимо человека? (Отдых - перемена занятии.)

Похожие статьи:

Классный час о дружбе для младших школьников

Классный час в начальной школе. В поисках радости

Классный час в начальной школе. Животный и растительный мир степи

Классный час в начальной школе «Самое ценное что есть – жизнь»

Конспект классного часа о ценности книги для младших школьников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!