Конспект занятия в старшей группе детского сада на тему: Зимующие птицы

Интегрированное занятие на зимнюю тему для детей старшей группы ДОУ

Тема занятия: «Дуду собирается в гости»

Скороговорка дня: «Скворцы и синицы — веселые птицы».

Цель занятия: актуализация, систематизация и дополнение знаний детей о зимующих птицах.

Оборудование и материалы: цветные карточки с изображениями различных птиц, парные к ним силуэтные изображения; аудиозаписи голосов зимующих птиц.

Часть I. Наши знакомые — птицы

Цели: знакомство с зимующими птицами; использование умения находить объект по описанию; формирование умения составлять описание по плану; развитие внимания, пространственной ориентации.

В гости к детям пришла обезьянка Дуду. Она принесла книги о птицах.

Дуду. Здравствуйте, ребята. Как вы знаете, я прилетела к вам из Африки, чтобы увидеть зиму, познакомиться со зверями и птицами, живущими в ваших краях. Не могли бы вы мне помочь — рассказать о птицах?

Учебная задача (формулируем вместе с детьми). Рассказать Дуду о птицах, которых она может встретить у нас зимой. Что нужно Дуду знать о птицах, чтобы отправиться к ним в гости? Составим графический план рассказа о птицах.

Дидактическая игра «Раздели на группы»

Тур 1. «Зимуют рядом с нами». Из набора карточек нужно выделить изображения перелетных и зимующих птиц.

Тур 2. «Кто больше?» Группу зимующих птиц нужно разделить, выбирая различные основания классификации. Дети делятся на команды. Победителем признается команда, придумавшая больше правильных вариантов разделения зимующих птиц на группы. Например: дикие и домашние, дневные и ночные, по месту обитания, по типу питания, известные детям и незнакомые.

Загадки-описания. Предложим детям вместе с Дуду внимательно слушать загадки о птицах и стараться выбрать изображения, соответствующие описаниям.

Носит серенький жилет,

А у крыльев — черный цвет.

Прилетает на базар —

Береги, купец, товар!   (Ворона.)

 

С другом изумились мы:

Яблоки созрели

В буйный холод — средь зимы —

На... колючей ели.

Мы сорвать их захотели —

Мигом фрукты улетели.    (Снегири.)

 

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки шелушит.

Голоском красивым, чистым

«Клё, клё, ютё!» поёт со свистом?    (Клест.)

 

Свил гнездо он над водой

На тростинке молодой.

Дом похож на рукавицу,

Ну а птица — на синицу.   (Ремез.)

 

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Вперевалочку.    (Утка.)

 

Я пациентов простучу —

И от недугов излечу.

Мои всегдашние больные —

Дубы и сосны вековые.    (Дятел.)

 

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.   (Синица.)

 

Всю ночь летает —

Мышей добывает.

А станет светло —

Спать летит в дупло.   (Сова)

 

Птицу эту народ

Потому так зовет,

Что эта птица

Зимою родится. (Зимородок.)

 

Всех я за день навещу,

Все, что знаю, растрещу!

Непоседа белобока

Длиннохвостая... (сорока).

 

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.   (Гусь.)

Пользуясь карточками, дополним описания птиц, данные в загадках. Придумаем загадки-описания о воробье, галке, голубе, свиристеле, куропатке, глухаре, тетереве, рябчике.

Разминка «Птичья стая».

Тур 1. «Разведчики». При помощи считалки выбираются водящие:

Среди белых голубей

Скачет серый воробей,

Воробушек- пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей!

Расскажем детям, что птицы не случайно собираются в стаи. Так им легче прокормиться и уберечься от врагов. Пока одни птицы кормятся, другие летают на разведку — ищут корм. Обязательно выставляется охрана — птицы, которые будут следить, чтобы к стае не подобрались хищники. В случае опасности они подают сигналы: особый крик или взмах крыльями. Например, у снегирей под крыльями белые пятна, которые хорошо видны издалека. Взмахнул разведчик крыльями, мелькнули белые пятна — вся стая снимается и улетает.

Предложим нашим разведчикам вести за собой свою стаю. Водящим-разведчикам нужно идти впереди, придумывая и выполняя различные движения. Можно красться, оглядываться, прятаться (приседать), выглядывать, обходить что-либо. Остальным игрокам нужно стараться как можно точнее повторять движения за водящими.

Тур 2. «Дружная стайка». Всей стае надо как можно точнее и согласованнее выполнять команды педагога: синхронно двигаться влево, вправо, вперед, назад.

Часть II. А это что за птица?

Цели: знакомство с голосами птиц; развитие зрительного восприятия.

Загадки для ушей. Прослушаем аудиозаписи голосов птиц. Большинство зимующих у нас птиц не поет, но общается с сородичами при помощи голоса. Попробуем повторить звуки, издаваемые птицами.

Загадки для глаз. Интересное задание придумала Дуду. А что, если птица будет так далеко, что не разглядеть цвета ее оперения? Предложим вниманию детей темные силуэты птиц, соответствующие изображениям на цветных карточках. Детям нужно постараться узнать птиц по силуэтам без опоры на карточки, затем проверить себя.

Итог занятия.

Дуду. Спасибо, ребята, что вы рассказали мне о ваших соседях — птицах. Теперь-то я сумею их отыскать и узнать по внешнему виду и даже по голосу. Я смогу выбрать подарок для каждой птиц, так как теперь знаю, чем они питаются. Я наверняка подружусь с ними!

Последующая работа

Дуду познакомит детей с птицами жарких стран. Она расскажет интересные истории о попугаях, пеликанах, страусах, туканах, колибри.

Дидактическая игра «Кто лишний?» На материале изученной темы дети могут составлять друг для друга задания. Самой высокой оценки заслуживают задания с двумя и более правильными ответами, задания, в основе которых наиболее оригинальные принципы классификации.

Читаем и учим стихотворения о зимующих птицах.

Подкармливание птиц. Вместе с детьми сделаем простейшие кормушки из пластиковых бутылок или молочных пакетов. Обсудим, как разместить кормушки. Нужно подумать о безопасности птиц (поместить кормушки так, чтобы до них не могли добраться хищники), об удобстве досыпания корма, о защите от ветра. Организуем наблюдение за тем, какие птицы прилетают к нам на участок, уточним, чем питаются эти птицы, какой корм можно оставлять не морозе.

Автор: Тимофеева Л.Л.

Похожие статьи:

Сценарий зимнего утренника в старшей группе в детском саду

Занятие на тему: Зима в детском саду для детей 5-7 лет

Тематическое занятие на тему: Зима в детском саду. Подготовительная группа

Конспект занятия в старшей группе на тему: Зима

Тематическое занятие в детском саду. Старшая группа

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!