Семинар-практикум для воспитателей ДОУ

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие коммуникативно-речевых умений педагогов»

1. Развитие умения педагогов осознанно ориентироваться в технике диалогического общения

Упражнение «Я-сообщение или ты-сообщение?»

Инструкция. На примере предлагаемых ниже высказываний определите, с какой из техник диалогического общения может быть соотнесена каждая из фраз:

а) с техникой «активного (рефлексивного) слушания», когда другому как бы возвращается то, что он вам поведал, вы поняли, что случилось с другим человеком, и при этом обозначили его чувство;

б) с техникой «я-сообщения», когда фраза произносится от первого лица («я», «мне», «меня») и в ней говорится о собственных ощущениях, переживаниях, а не о другом человеке и его поведении;

в) с традиционной вопросительной формой высказывания.

Свои точки зрения надо обосновать.

Примеры высказываний

1. Что вы сейчас чувствуете?

2. Чего вы сейчас боитесь?

3. Вы боитесь, что я могу сказать что-то неприятное о вашем ребенке?

4. Я правильно вас поняла, что вы боитесь моей оценки?

5. А как я могу вас оценить или наказать?

6. Мне тоже бывает неприятно, когда я чувствую, что меня оценивают.

7. Вы не уверены, что я к вам отношусь хорошо, и вам хотелось бы услышать от меня подтверждение этому?

8. Мне неинтересно, когда в общении ждут активности только от меня.

9. Я хочу прервать нашу беседу, т. к. мне трудно сейчас понять, что происходит.

10. Мне спокойно и приятно разговаривать с вами.

11. Вам хочется, чтобы я помнила, что вы нуждаетесь в поддержке и снисхождении?

12. Можете ответить, по поводу чего вы сейчас смеетесь?

(Ключ к упражнению: 1-в, 2-в, 3-а, 4-а, 5-а, 6-б, 7-а, 8-б, 9-б, 10-б, 11-а, 12-в.)

Умение оформлять коммуникативное намерение высказывания в соответствии с определенным видом общения и речевым жанром формируется постепенно на основе речевого опыта педагогов.

2. Формирование умения адекватно использовать невербальные средства

Упражнение «Улыбаться!»

Цель: формировать мотивационную готовность к созданию доброжелательной атмосферы общения.

Инструкция: «Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром чуть подольше задержите взгляд на своем отражении в зеркале. Покривляйтесь, покажите себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это прежде, чем выйти на улицу».

Упражнение «Комплименты и благодарность»

Цель: формировать умение делать комплименты и произносить слова благодарности.

Инструкция. В течение недели стремитесь показать собеседнику что-то хорошее о нем и о его воздействиях. Все, что вам в человеке понравилось, выразите глазами, улыбкой и, конечно же, словами. Разрешите себе восхищаться: «Вы сегодня прекрасно выглядите!», «От души спасибо, это просто восхитительно!». Главное, чтобы это было искренне, а это зависит только от вас.

3. Развитие умения анализировать и создавать профессионально значимые типы высказываний, расширение словарного запаса и обогащение речи педагогов

Упражнение 1

Задача - найти в предложенном списке 5 «неудачных», по вашему мнению, фраз. Затем найдите «нежелательные» для начала беседы с родителем фразы и подберите каждой ее смысловую пару - «желательную» фразу.

Варианты фраз

1. «Извините, если я помешала...»

2. «Я бы хотела...»

3. «Вероятно, вы об этом еще не слышали...»

4. «Вам будет интересно узнать...»

5. «Я бы хотела еще раз услышать...»

6. «Мне представляется интересным то, что...»

7. «Я пришла к такому выводу, что...»

8. «Вы хотите...»

9. «Думается, ваша проблема заключается в том, что...»

10. «Давайте с вами быстренько обсудим...»

11. «Как вы знаете...»

12. «Хоть вам это и неизвестно...»

13. «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...»

14. «Вы, конечно, об этом еще не знаете...»

15. «А у меня на этот счет другое мнение...»

16. «Конечно, вам уже известно...»

17. «Вы, наверное, уже об этом слышали...»

Неудачные фразы: «Извините, если я помешала...», «Я бы хотела еще раз услышать...», «Давайте с вами быстренько обсудим...», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...», «А у меня на этот счет другое мнение...».

Нежелательные фразы и замена их на желательные:

«Я бы хотела...» — «Вы хотите...»;

«Вероятно, вы об этом еще не слышали...» - «Вы, наверное, уже об этом слышали...»;

«Мне представляется интересным то, что...» - «Вам будет интересно узнать...»;

«Я пришла к такому выводу, что...» - «Думается, ваш проблема заключается в том, что...»;

«Хоть вам это и неизвестно...» - «Конечно, вам уже известно...»;

«Вы, конечно, об этом еще не знаете...» - «Как вы знаете...»

Упражнение 2. «Давай поговорим...»

Задача — пользуясь приведенным ниже списком слов и фраз, обыграть в парах ситуации «Извинение», «Сочувствие, утешение».

Извинение: «Прошу простить...», «Прошу извинить...», «Я очень огорчена...», «Мне неприятно...», «Мне неловко...», «Пожалуйста, извините...», «Простите, я не хотела...», «Боюсь, что я вас задела...», «Извините...», «Виновата...», «Прошу прощения...», «Приношу извинения. ..», «Позвольте попросить прощения...», «Я не могу не извиниться.. .», «Не сердитесь за то, что...», «Я не хотела вас обидеть...», «Я виновата перед вами...», «Я причинила вам столько хлопот...», «Боюсь, что утомила вас...», «Извинитесь за меня перед...» и др.

Выражение сочувствия, утешения: «Я вам сочувствую...», «Примите мои соболезнования...», «Мне жаль вас...», «Мне жалко, что так случилось», «Я вас понимаю...», «Успокойтесь, не волнуйтесь...», «Не беспокойтесь...», «Не огорчайтесь...», «Не горюйте...», «Потерпите. ..», «Забудьте об этом...», «Возьмите себя в руки...», «Соберитесь с мыслями...», «Не надо об этом думать...», «Все пройдет...», «Всякое бывает...», «Ничего не поделаешь...», «Вы не виноваты...» и др.

4. Развитие умения анализировать речевые особенности своего голоса и осознания значения техники речи в профессиональной деятельности

Упражнение «Здравствуйте». Произнесите слово «здравствуйте» с разными интонациями. Попросите друга «оценить» подтекст, который вы вкладываете в приветствие.

Упражнение «Да». Произнесите слово «да» с оттенком грусти, жалости, скуки, радости, горя, тоски, злости и т. д. Эти упражнения способствуют развитию умения осознанно и адекватно реагировать на непредвиденные ситуации и грамотно использовать речевые роли в ситуации общения.

«Как работать с литературой?» В качестве одного из методов обучения педагогов коммуникативно-речевым умениям можно использовать самостоятельную работу с литературой, при изучении которой целесообразно предложить инструкцию.

• При подборе литературы по интересующей вас проблеме продумайте и определите конкретную цель своего поиска, поставьте перед собой вопросы: что мне известно по данной теме? что хотелось бы узнать? для чего мне нужна эта информация? как можно использовать ее в работе воспитателя?

• Изучите оглавление, введение, выводы и резюме, прочтите аннотацию к ней - это даст общее представление о книге.

• Для обобщения и осмысления прочитанного материала представьте его в виде схемы, тезисов, плана. Для этого записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником, а также ключевые слова, мысли, суждения.

• По мере необходимости обращайтесь к предметным указателям, справочным материалам, словарям, энциклопедиям, раскрывающим основные термины и понятия современной науки.

• Сформулируйте новое определение своими словами, приведите наглядные примеры из практики, иллюстрирующие данное понятие; припомните случаи из практики, связанные со знанием или отсутствием знания изучаемого понятия; попробуйте сочинить, придумать проблемную ситуацию (задачу) и решить ее, используя данное понятие.

• Составьте текст вашего рассказа о книге, если адресат: а) ваш друг; б) родитель воспитанника; в) воспитатель (ваш коллега).

Таким образом, система комплексной работы по формированию коммуникативно-речевых умений педагогов способствует становлению речевой личности педагога. Творческое использование предложенных в статье заданий и упражнений обеспечит эффективность общения педагога со всеми участниками педагогического процесса в профессиональной деятельности.

5. Десять правил эффективного слушания

1. Перестаньте говорить! Невозможно слушать, разговаривая.

2. Помогите говорящему раскрепоститься! Создайте у человека ощущение свободы.

3. Покажите говорящему, что вы готовы слушать! Продемонстрируйте заинтересованность в информации, старайтесь ее понять и не ищите поводов для возражений.

4. Устраните раздражающие моменты! Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги и т. д.

5. Сопереживайте говорящему! Постарайтесь «войти» в его состояние.

6. Будьте терпеливы! Не экономьте время, не прерывайте говорящего, не порывайтесь уйти.

7. Сдерживайте свои эмоции! Помните: рассерженный человек придает словам неверный смысл.

8. Не спорьте и не начинайте критиковать, перебивая говорящего! Это вынудит его занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться.

9. Задавайте вопросы! Это подбадривает говорящего и показывает, что вы его слушаете.

10. Перестаньте говорить! Это наставление идет первым и последним, ибо все остальные зависят от него.

6. Семь правил убеждения в споре

1. Придерживайтесь дружелюбного тона.

2. Никогда не говорите человеку, что он неправ.

3. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

4. Внимательно отнеситесь к мнению и пожеланиям собеседника.

5. Если вы не правы, признавайте это быстро и решительно.

6. Будьте терпеливы.

7. Лучший способ одержать победу в споре - это уклониться от нее.

Похожие статьи:

Юбилей детского сада 40 лет. Сценарий

Утренняя гимнастика в детском саду в старшей группе

Визитка воспитателя детского сада в форме сказки

Организация игр детей в семье

Физкультурный досуг в подготовительной группе. Конспект

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!