Круглый стол с родителями в подготовительной группе в детском саду

Сценарий родительского собрания в подготовительной группе детского сада «Искусство хвалить»

Время проведения: по выбору воспитателя.

Форма проведения: круглый стол.

Цели: формирование доброжелательного отношения родителей к своему ребенку; педагогическое просвещение родителей по использованию в процессе воспитания детей методов поощрения и наказания.

План проведения

1. Вступительное слово ведущего (воспитателя) - актуальность вопроса.

2. Этап социологического исследования.

3. Круглый стол.

4. Выступление психолога.

5. «Острое блюдо».

6. Выступление врача.

7. Чаепитие.

8. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Оформление плакатов.

2. Изготовление приглашений каждой семье с текстом следующего содержания.

Уважаемые... (имена, отчества)!

Если вы хотите услышать ответы на вопросы «Как и когда поощрять ребенка? Нужно ли наказывать ребенка? Каким быть наказанию и поощрению?»; если вас волнуют проблемы воспитания, примите наше приглашение на встречу за круглым столом... (дата) в ... часов.

3. Анкетирование родителей (приложение А).

4. Запись на магнитофон ответов детей (приложение Б).

5. Подготовка вопросов «Острого блюда»:

а) Ваша реакция на плохое поведение ребенка за столом?

б) Когда прощение во благо?

в) Всегда ли нужно наказывать ребенка сразу после проступка?

г) Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Ваши действия?

д) С чего вы начнете разговор с ребенком о его плохом поступке?

6. Оформление памятки для родителей «Если ребенок провинился» (приложение В).

7. Оформление выставки рисунков. Предложить детям на занятиях сделать рисунки на темы «Мой самый счастливый день», «Мой самый тяжелый день», «Моя семья» или в рисунках, аппликациях изобразить виды поощрений и наказаний (например, конфеты, телевизор, угол и т. д.).

8. Оформление выставки целебных и успокоительных чаев.

9. Провести консультацию или оформить папку-передвижку «Советы доброго доктора». (Как снять стресс? Какие чаи, расслабляющие упражнения, массаж можно использовать во время нервного напряжения? И др.)

10. Консультация психолога (анализ анкеты, детских рисунков, ответы на вопросы родителей).

II. Организационный этап

Столы расставляются по кругу или полукругом. На столах - цветы, памятки, карточки (бейджи) с именами и отчествами родителей, карточки с пословицами, карандаши. В помещении, где будет проходить собрание, вывешиваются плакаты с высказываниями:

• «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним». (И. Песталоцци)

• «Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием - непрочно, неверно и ненадежно». (Я. Корчак)

• «Воспитывать лаской, а не таской». (Русская народная пословица)

Оформляется выставка детских рисунков.

III. Вступительное слово (введение в проблему)

Ведущий. Ребенку живется труднее, чем взрослому. Его постоянно оценивают, что бы он ни сделал: хорошо - хороший мальчик; плохо - плохой мальчик. Попробуйте примерить такую жизнь на себя, выдержим ли мы? Почему мы тянемся к родным, любящим, близким людям? Они не оценивают, они принимают нас такими, какие мы есть.

Нам сегодня предстоит откровенный, трудный разговор о том, как сделать, чтобы жизнь ребенка не превращалась в вечный экзамен, а мы не были вечными экзаменаторами.

Даже в течение одного дня нам приходится принимать решения о наказании, прощении, поощрении ребенка. Как избежать ошибок, найти меру? Ваше участие, примеры из жизни обогатят наш разговор. Пусть мнение детей поможет нам в решении вопроса о наказании.

IV. Этап социологического исследования

(Включается запись с ответами детей на вопросы «а» - «д».)

Ведущий. Вопрос о наказании детей стар как мир. Горький осадок оставляют в душе родителей грустные, полные слез глаза наказанного малыша. Можно ли вырастить ребенка без наказаний? Ответы на вопросы анкеты показывают: большинство родителей отдают предпочтение... (наказанию, поощрению).

Нам, родителям, когда мы караем и милуем, осуществляя функции судьи, редко удается быть справедливыми вполне, и мы отталкиваем от себя детей. Наказания часто порождают озлобленность, обиду, страх, мстительность, притворство.

V. Этап проведения круглого стола

Ведущий. Известная всем семья Никитиных считает, что наказывать и хвалить детей не надо: если провинился - просто огорчиться, расстроиться, не скрывать своего огорчения, а если ребенок совершил хороший поступок - порадоваться за него. Каждый может проверить это на себе: если за вас радуется кто-то, вы приобретаете уверенность в себе, чувство достоинства, готовы «юры свернуть». В то же время испытываете чувство благодарности и признательности к тому, кто искренне рад вашей радости. А если за вас огорчаются, что вы испытываете? Стыд, раскаяние - очищающие, возвышающие человека чувства. У жалеющих вас появляется сочувствие, желание помочь, спасти. Это роднит людей, делает их ближе друг к другу.

Давайте обсудим: согласны ли вы с мнением Никитиных или у вас есть своя точка зрения по данному вопросу? Можно ли обойтись без окрика, сердитого назидания по отношению к ребенку?

(Родители дискутируют.)

Кажется, без этого не обойтись. С детства - «нельзя», «не тронь» и т. д. Зачастую из-за постоянной нашей занятости нам некогда спокойно, последовательно доказывать ребенку его неправоту. Повысили тон, крикнули «нельзя» - ребенок подчинился. А дальше? Или безропотно подчиняется приказанию, или делает все наоборот. Надо все время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства! Самое дорогое для нас - дети. Давайте будем терпимы по отношению к ним. Ведь и мы, взрослые, часто ошибаемся.

Еще один непростой вопрос: бывает, наказали ребенка, а оказалось, что он не виноват. Как вы поступаете в таких случаях?

(Родители дискутируют.)

В анкете был такой вопрос: «Какие поощрения и наказания вы применяли к ребенку в течение двух последних недель?» Ответы: «В основном используются такие меры ... (зачитывает ответы родителей)».

Поговорим о физическом наказании. Существует точка зрения: когда вы физически наказываете ребенка, вы тем самым воспитываете испорченного человека. Холодные люди жестоко наказывают ребенка по любому поводу, редко ласкают или целуют из боязни испортить его; никогда не отступятся от своего решения; никогда не признаются в своей ошибке или слабости; не поделятся воспоминаниями о своем детстве.

- Ваше мнение?

(Ответы родителей.)

Чрезмерной строгостью, окриком, одергиванием, наказанием благих целей не достигнешь, хорошего человека не вырастишь, потому что жестокость вызовет или ответную жестокость (иногда спустя годы), или лицемерие. Родители прибегают к строгости, и кажется, что это мгновенно решает сложности в воспитании, заменяет долгий, кропотливый труд, терпеливые разъяснения. Скажешь «нельзя», накажешь ребенка, шлепнешь - и он не будет рвать книжку, не сломает нужную вам вещь, не будет обижать слабого. И редко кто из нас задумывается над тем, что в будущем породит запрет, окрик, наказание.

На ваших столах лежат памятки. Конечно, эти советы не могут быть восприняты всеми как руководство к действию. Сначала я предлагаю вам ознакомиться с памяткой «Если ребенок провинился» (приложение В) и высказать свое мнение:

- Каких правил вы придерживаетесь?

- С какими не согласны?

- Какие правила вызывают у вас протест, почему?

- Какое из правил вы узнали впервые? Будете ли применять его?

- Ваши дополнения, советы.

(Обсуждение памятки.)

Сейчас вам предстоит вспомнить и проанализировать случаи, когда приходилось наказывать ребенка. Пусть памятка «Наказывая ребенка, нужно помнить» поможет вам в этом. Прочитав ее, отметьте, пожалуйста, знаком «+» те пункты, которые выполняются вами, знаком «-» те пункты, которые не выполняются. Если правила выполняются только одним членом семьи, а другими игнорируются, то, конечно, успехов быть не может. Мы надеемся, что вы обязательно обсудите эти вопросы в семейном кругу.

(Идет работа с памятками.)

Завершить разговор хочется словами С. Соловейчика - писателя, большого знатока детских душ, который утверждал: «Любить - значит принимать человека таким, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечал: «Бороться-то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок».

Ребенок все время виноват перед нами? Значит, мы его не любим. Скорее всего, мы боимся за него, но страх - не любовь. Или мы стыдимся своего ребенка перед другими людьми, что тоже не похоже на любовь.

Откажемся от мысли, будто у нас должен быть идеальный ребенок, без недостатков; откажемся от мысли доводить его до совершенства. Примем его таким, какой он есть, и он с каждым днем будет лучше и лучше. А если мы его не принимаем, он сопротивляется каждому нашему слову, каждому движению, и все наши усилия ни к чему не приводят.

Есть семьи, где дети навсегда признаны неудавшимися и навечно виноваты перед родителями. С ними и не разговаривают. «Какие могут быть разговоры? Он меня покоя лишил, а я с ним разговаривать должен?» Придет час, и ребенок скажет Вам: «Я с тобой не хочу разговаривать».

Обычно мы отказываем в любви ребенку тогда, когда он больше всего нуждается в этом. Веселого и благополучного любят все, от неудачливого отворачиваются, хотя именно ему нужна наша любовь. Самые злобные чувства рождаются в душе «отвергнутого» ребенка, самые мстительные картины появляются в его сознании. (Родители обсуждают услышанное).

А сейчас я предлагаю продолжить разговор о поощрении детей. Давайте обсудим следующие вопросы:

- За что нужно благодарить, хвалить ребенка?

- Не подавлять, а возносить. Внушать ребенку чувство уверенности, заострять внимание на самых малых успехах. Согласны ли вы с этим утверждением?

- Чего надо опасаться во время похвалы? (Идет диспут.)

VI. Выступление психолога

1. Анализ анкеты.

2. Прослушивание записи с ответами детей на вопросы (комментарии психолога).

3. Ответы на вопросы родителей.

VII. Музыкальная пауза

Вариант проведения музыкальной паузы - «Караоке со звездами». Музыкальный руководитель записывает в исполнении ребят 3 детские песни о добре, любви к детям, дружбе, мире и согласии (по одному куплету). Дети слушают куплет песни в наушниках и исполняют без музыки. Задача родителей: угадать песню и продолжить ее.

VIII. Продолжение круглого стола

Ведущий. А теперь «Острое блюдо». Вопросы написаны на листе бумаги. Если вы не хотите отвечать на вопрос, передавайте его дальше по кругу.

(Родители зачитывают вопросы, отвечают.)

Следующая наша работа - составление свода правил для взрослых о том, как поощрять и наказывать детей. Представьте, что нам предложили составить свой свод правил.

(Родители передают по кругу альбом, в который записывают правила, после чего ведущий зачитывает их или родители по очереди говорят правила, передавая друг другу какой-либо предмет или игрушку.)

Устали? Предлагаю немного отдохнуть и сыграть в игру «Что бы это значило?»

(На рисунке - кнут и пряник. Звучит музыка, под которую родителям предлагается написать на листке остроумный ответ и передать его ведущему. Зачитываются все ответы. Выбирается лучший. Победитель получает приз.)

IX. Выступление врача дошкольного учреждения

X. Заключительный этап

Ведущий. Присутствие врача на нашей встрече не случайно. Ведь наши действия, особенно такие, как наказание детей, часто бывают неоправданными, связанными с плохим настроением. Сейчас мы узнаем о том, как снять стресс, депрессию.

(Входят дети и садятся на стулья рядом со своими родителями. Появляется фокусник Петрушка.)

Петрушка. Здравствуйте, дети, здравствуйте, взрослые. Я знаменитый фокусник Петрушка. Все, что я привез с собой - волшебное. Вот он, волшебный сундучок, а вот и ключик. Сундучок откроется, если вы все вместе скажете: «Ключик, ключик, помоги, сундучок нам отвори».

(Дети повторяют.)

Посмотрите, какие волшебные пряники в нем. Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы дети радовали вас, слушались, забыли противные капризные слова «Не хочу, не буду», скорее угощайте их этими пряниками. Дети, хотите, чтобы мамы и папы не ругали вас? Скорее угощайте их пряниками. Да, забыл сказать, что эти пряники надо есть с волшебным чаем.

(Родители и дети пьют целебный чай. Звучит музыка. Можно провести игры и аттракционы, концерт. Заканчивается встреча исполнением песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, слова М. Пляцковского).)

Приложение А. Анкета для родителей (анонимная)

Уважаемые мамы и папы!

Просим вас ответить на вопросы об использовании в воспитании детей мер поощрения и наказания. Ваши искренние ответы окажут огромную помощь в подготовке содержательного и интересного разговора на родительском собрании.

1. Слушается ли вас ребенок?

2. Нужно ли использовать в воспитании наказание?

3. Как вы добиваетесь выполнения распоряжения?

4. За что и как вы наказываете ребенка?

5. За что и как поощряете ребенка?

6. Какие поощрения и наказания вы применяли к ребенку в течение двух последних недель?

Следующие пункты дают возможность кратко, словами «да» или «нет» выразить согласие или несогласие с высказанной мыслью.

1. Когда ребенок виновен, беседую с ним наедине, не выясняю отношения при посторонних.

2. Сопереживаю, сочувствую своему провинившемуся ребенку, прощаю его, верю в него.

3. Ни разу не кричал(а), не наказывал(а) ребенка.

4. Не оставляю без наказания ни одного плохого поступка.

5. Единственное, что действует на моего ребенка - строгое наказание.

6. Если только возможно, стараюсь не наказывать ребенка.

7. Хвалю ребенка за каждый успех, наедине и при посторонних.

8. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю ребенку то, за что в другое время наказал(а) бы.

9. Нередко бывает так: я наказываю ребенка, муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его.

10. Решение о наказании принимаю только после того, как успокоюсь и выясню позицию ребенка.

Приложение Б. Запись на магнитофон ответов детей на предложенные вопросы

1. За что родители наказывают вас?

2. Какое наказание запомнилось?

3. Как вы думаете, справедливо вас наказывают или нет?

4. Какие чувства появляются у вас по отношению к тому, кто вас наказывает?

5. Если бы вы были мамами, папами, наказывали бы своих детей? Почему?

6. Часто ли родители хвалят вас? За что?

7. Какой вид похвалы вам больше всего нравится: поцелуй, добрые слова, подарок и т. д.?

8. Если бы вы были на месте родителей, за что и как хвалили бы своих детей?

Приложение В. Памятки для родителей

Если ребенок провинился...

1. Не начинайте разговор с ребенком, если вы в плохом настроении.

2. Сразу дайте оценку проступку, ошибке; узнайте, что ребенок думает по этому поводу.

3. Не унижайте ребенка.

4. Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат.

5. Оценивайте поступок, а не личность: «Ты поступил плохо» вместо «Ты плохой».

6. После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что вы ему сочувствуете, верите в него.

Наказывая ребенка, нужно помнить...

1. Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка.

2. Наказание должно быть не нормой, а исключением.

3. Наказывайте за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение.

4. Не читайте длинных нотаций.

5. Не напоминайте о проступке.

6. Ведите разговор о проступке наедине с сыном (дочерью).

Похожие статьи:

Итоговое родительское собрание в подготовительной группе ДОУ в конце года

Родительское собрание в подготовительной группе «Скоро в школу». Начало года

Родительское собрание в старшей логопедической группе в начале учебного года. Конспект

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!