Конспект занятия в старшей группе на тему: Флора и фауна болота

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия: «Кто где живет, где что растет» (болото)

Скороговорка дня:

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Цель занятия: знакомство с флорой и фауной болота; обобщение знаний о «превращениях», которые претерпевают различные организмы.

Оборудование и материалы: персонаж — обезьянка Дуду, карточки с изображениями животных, обитающих на болоте, книги и фильм о болоте.

В гости к детям вновь приходит Дуду. Она уже познакомилась с домашними животными, получила в подарок одну из сделанных детьми к ниже к-малыше к. Пришло время познакомиться и с другими животными. Куда же Дуду предложит отправиться сегодня?

Часть I. Не проехать, не пройти!

Цели: знакомство с обитателями болот; использование умения разгадывать загадки; формирование умения выделять необходимую информацию при просмотре популярных фильмов о природе.

Дуду приветствует детей. Она предлагает им продолжить знакомство с животными, обитающими в наших краях. Детям нужно догадаться, куда приглашает их обезьянка.

Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи...

Нет опоры для ноги.

 

Не проедешь, не пройдешь —

Обойдешь сторонкой.

И водички не попьешь

С синеватой пленкой.

 

Комаров огромный рой,

Сыро даже в летний зной.

Здесь земля мокра и тряска,

И покрыта она ряской.

Дети догадываются, что Дуду приглашает их побывать на болоте.

Работа по рисунку «На болоте». Рассмотрим рисунок.

Раскрасим всех тех обитателей болота — растения и животных, — которые знакомы детям.

Видеофильм «На болоте». Постараемся узнать об остальных животных из фильма. Проверим, кого из обитателей болота нам удалось запомнить.

Вы всегда его найдете

И в лесу, и на болоте.

Хоть на вид и неказистый,

Но мягкий, нежный, бархатистый.    (Мох.)

 

Не зверь, не птица,

Всего боится.

Половит мух —

И в воду плюх!    (Лягушка.)

 

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, с телом серым,

В шапочке красивой красной.

По болотам ходит грязным,

Ловит в них лягушек,

Ловких попрыгушек.    (Журавль.)

 

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком?   (Клюква.)

 

Кто это такой? Среди болот

Высоко и быстро он растет,

Словно он бамбук, а не трава.

Темною сигарой голова.    (Камыш.)

 

Воду мерить клоп спешит.

Что за чудо-ножки —

По болоту он бежит

Словно по дорожке.   (Клоп-водомерка.)

 

Лист острый, узкий

Тянется высоко —

Растет в болоте

Травушка... (осока).

 

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит:

Сядет и укусит.   (Комар.)

 

Коромысло прилетело,

Над водою повисело.

Разглядеть я, братцы, смог

У него шесть тонких ног.   (Стрекоза.)

 

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат.   (Цапля.)

 

Очень страшен я на вид,

Но ведь я не ядовит!

Я по совести скажу:

Очень трудно жить... (ужу).

 

Живет на болоте,

Поет он с душой.

Ноги как спицы,

А сам небольшой.   (Кулик.)

Найдем все отгадки на рисунке (см. рисунок выше).

Часть II. Страна Превращалия

Цели: формирование умения передавать содержание фильма; ознакомление с «превращениями», происходящими в природе.

Дуду. Как много интересного я узнала о болоте! А вы, ребята? Что вас больше всего удивило, позабавило, показалось самым интересным? Я предлагаю вам пробраться в самую середину болота, где мы увидим волшебную страну Превращалию!

По болоту нельзя ехать, нельзя плыть, невозможно идти, как по тропинке. Приходится перепрыгивать с кочки на кочку. Дети движутся в игровой зоне, где размечены «кочки».

Педагог.

Два прыжка и три прихлопа —      Выполняем движения на счет.

Один, два; один, два, три.

Три прыжка и два притопа –    Выполняем движения на счет.

Один, два, три; один, два.     Текст и движения повторяются 3—4 раза, но в каждом случае будем перепрыгивать с кочки на кочку по-разному: прыгаем на двух ногах; перескакиваем с одной ноги на другую; дети помогают друг другу перебраться с кочки на кочку.

 

Мы идем, идем гуськом

По болоту босиком.

Цаплей постоим немножко     Остановиться.

На одной — на левой — ножке.   Стоим на левой ноге, руки на поясе.

Цаплей постоим немножко    Остановиться.

На одной —           Стоим на правой ноге, руки на поясе.

на правой — ножке.

Дидактическая игра «Кто кем был раньше?» Дети приходят в учебную зону. На столах разложены рисунки. Предложим детям догадаться, о каких удивительных превращениях идет речь в загадках.

Появилась — хвост растила,

Платье темное носила.

Подросла — зеленой стала,

Хвост на весла поменяла.    (Лягушка.)

 

Сначала ползет,

Червяком живет.

Потом умирает,

Сучком засыхает.

Потом оживает,

Как птичка летает.   (Бабочка.)

 

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.   (Вода.)

Рассмотрим и другие «превращения». Кем (чем) раньше были головастики, стрекозы, цветы, рыбы, птицы? (Икринками, личинками, бутонами, икринками, птенцами.)

Дидактическая игра «Что пропущено?» Рассмотрим рисунки, подберем подходящие карточки (см. рис). Предложим детям самостоятельно составить задания для игры.

Итог занятия. Детям предлагается выбрать из обитателей болота того, кого хотелось бы нарисовать, того, чья история понравилась больше всего.

Последующая работа

Выбор детьми одного из героев фильма или обитателей Превращалии определяет содержание работы на следующем занятии. Логичным продолжением обеих рассмотренных тем может стать творческая работа под уже знакомым детям девизом «Превращение ненужного в прекрасное».

Сконструируем из ненужной бумаги (например, из ярких рекламных буклетов) «поющих лягушат». Когда лягушата будут готовы, попробуем создать из них хор. Для этого разделим детей на две группы: одни будут петь «ква», другие «ква-ква». Каждой группе нужно вступать по указанию дирижера (педагога) и исполнять свою партию. При этом нужно стараться вовремя открывать рты бумажных лягушат.

Во втором туре игры дети могут взять бумажных лягушат в другую руку, а группы поменяются «партиями».

Лягушата также могут «петь» под фонограмму любой хорошо знакомой детям песенки, а они будут подпевать.

По окончании работы обсудим, понравилось ли ребятам в стране Превращалии? Знают ли они теперь, как можно в нее попасть?

Автор: Тимофеева Л.Л.

Похожие статьи:

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб - всему голова»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Наши имена»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Детский сад»

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»

Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ. Службы спасения

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!