Конспект занятия в старшей группе «Лес - наше богатство»

Познавательное занятие в детском саду. Старший дошкольный возраст

Тема занятия: «Разные леса»

Цель занятия: знакомство с растениями леса, правилами поведения в лесу.

Оборудование и материалы: персонаж — обезьянка Дуду; карточки с изображениями лесных животных, лесов разных видов; карточки с задачами; муляжи и изображения грибов, корзиночки.

Предварительная работа

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой прочитаем сказки разных народов, персонажами которых являются лесные животные. Обратим внимание детей на характеры, которыми обычно наделяют волка, медведя, лису, зайца, ворону, галку, сороку, воробья, дятла.

Организуем игры-драматизации по сюжетам знакомых сказок, давая возможность детям попробовать себя в роли различных персонажей.

Часть I. Кто в лесочке живет?

Цели: повторение названий лесных животных; развитие речи; формирование навыков драматизации.

Дуду приходит к детям в гости, у нее снова появились вопросы.

Дуду. Я принесла разные рисунки, они все подписаны: «Лес». Но я была в лесу — там растут ели и сосны, а на рисунках — совсем другие деревья!

Педагог. Ребята, давайте поищем ответ на этот вопрос, перевоплотившись в лесных животных.

Дети могут выбирают персонажей по желанию, или можно распределить роли при помощи карточек с изображениями лесных животных.

Дети по очереди выходят знакомиться.

Педагог. Кто в лесочке живет?

Ребенок (называет «своего» животного, повторяя и всех тех, кто был назван ранее). Я — лиса, всему лесу краса, а вот зайка-выбегайка, да медведь-медоед, да комар-пискун.

Работа со словом па тему «Разные леса». Выясним, как называют лес, в котором Дуду побывала вместе с детьми:

• лес, где растут только ели, называют ельник;

• сосновый лес — сосняк или сосновый бор;

• если в лесу растут в основном сосны и ели — это хвойный лес;

• лес, где почти нет хвойных деревьев, — лиственный;

• лес, где растут только березы, называется березовая роща',

• лес, где в основном растут дубы, — дубовая роща;

• если в лесу есть и хвойные, и лиственные деревья, его называют смешанный лес. В каждом лесу растут свои грибы и ягоды.

Подвижная игра «Лесная эстафета». Дети делятся на две команды. Первые номера обеих команд — зайцы, вторые — медведи, третьи — белки, четвертые — лисы и т.д. Двигаясь в соответствии со своей ролью, детям нужно добраться до финиша, обегая каждое «дерево» и захватывая по одному «грибку».

По числу собранных «грибов» выявляется команда-победитель, а сами «грибы» нужны для работы над следующим заданием.

Часть II. А мы в лес пойдем, грибы-ягоды найдем

Цели: ознакомление с грибами и ягодами наших лесов, правилами безопасности и экологическими правилами сбора грибов и ягод; использование умения разгадывать загадки методом сопоставления.

Дидактическая игра «Видели, видели!» Педагог показывает картинки с изображениями различных кустарников, на которых растут ягоды. Детям нужно называть знакомые растения и ответить, где они могут расти. Если ягода им не знакома, педагог произносит ее название. И в том и в другом случае детям нужно дать описание ягод, рассуждая о происхождении названия, упоминая их форму, цвет и, если пробовали, вкус.

Покажем детям съедобные ягоды: малина, ежевика, боярышник, арония, шиповник, ирга, черемуха, черника, калина, голубика, брусника, барбарис, клюква. Обратим особое внимание на несъедобные и ядовитые ягоды: бересклет, бирючина, снежноягодник, волчье лыко, жимолость лесная, бузина красная, крушина.

Опираясь на составленные детьми осенью сигнальные рисунки, вспомним правила сбора ягод. Отметим, что ни в коем случае нельзя пробовать незнакомые ягоды. Также дети должны помнить, что несъедобные для людей ягоды могут годиться в пищу и для лечения некоторым животным.

Работа с загадками «Грибное место». Предложим детям рассмотреть муляжи и изображения грибов, познакомим с их названиями. Внимательно слушая загадки, детям нужно найти среди них отгадки. Обсудим, по какому признаку удалось узнать каждый из грибов. Расскажем детям, в каких лесах они растут. Выделим две группы грибов: съедобные и несъедобные.

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.    (Гриб.)

 

Одна ножка и шляпка, а головы нет.   (Гриб.)

 

Встала шляпка из травы,

Нет под шляпкой головы.   (Гриб)

 

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой.   (Подосиновик.)

 

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я... (подосиновик)

 

Он в лесу стоял,

Никто его не брал —

В красной шапке модной?

Никуда не годный.   (Мухомор.)

 

Глубоко был спрятан он,

Раз, два, три — и вышел вон.

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду.   (Белый гриб.)

 

Эти славные лисички

Не едят цыплят.

Эти дружные сестрички

Рядышком стоят.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись возле тропки.   (Грибы лисички)

 

Сбились в стайку, как цыплята,

Возле пня грибы... (опята).

Опираясь на сигнальные рисунки, обсудим правила сбора грибов.

Педагог. Дуду, помогли тебе ребята разобраться, какие бывают леса, как они называются, что в них растет? (Ответы Дуду.)

Итог занятия. Игра «Верно — не верно». Дети внимательно слушают высказывания Дуду и при необходимости корректно исправляют допущенные ею ошибки.

Последующая работа

Дуду расскажет детям о лесах, произрастающих в жарких странах.

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ. Службы спасения

Конспект НОД в старшей группе на тему «Детский сад»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Наши имена»

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб - всему голова»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!