Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы. Одежда русского человека

Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в ДОУ. Старшая группа

Цель: формирование уважительного отношения к русской традиционной одежде как элементу русской традиционной культуры.

Задачи:

— систематизировать знания детей о национальной одежде (мужской и женской, праздничной и будничной), особенностях ее украшения;

— воспитывать чувство восхищения красотой национального костюма;

— активизировать в речи детей слова: одежда повседневная, праздничная, льняная, хлопковая;

— формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности.

Оборудование: бумажные куклы (Марьюшка и Иванушка); силуэтные изображения мужской (рубаха-косоворотка, штаны, пояс, лапти, картуз) и женской (рубаха, сарафан, кокошник, лапти) одежды русских людей для кукол; проектор; три слайда с изображением одежды русского человека: на первом слайде изображена мужская и женская одежда, на втором — летняя и зимняя, на третьем — праздничная и будничная; кусочки различных тканей; репродукции картин художников, на которых изображены Русские люди в праздничных одеждах; диктофон; рисунки-половинки с изображениями предметов женского и мужского русских народных костюмов, которые дети будут дорисовывать по принципу симметрии; аудиопроигрыватель; аудиозапись русских народных мелодий; веревка; цветные карандаши; фломастеры.

* * *

Воспитатель. Ребята, к нам за помощью обратился молодой татарский художник. Ему нужно нарисовать иллюстрации к русской народной сказке, главными героями которой будут Марьюшка и Иванушка. В Республике Татарстан, где живет художник, очень много книг о татарском народном костюме и мало книг, в которых описывается русский народный костюм. Художник даже прислал вам эскизы своих рисунков с изображением предметов русской народной одежды. Но вот беда: он не смог дорисовать их до конца, потому что не уверен в том, что сможет это сделать правильно. По этим рисункам видно, что художник в общих чертах представляет себе наряды Марьюшки и Ивана: знает, что женский костюм состоит из рубахи и сарафана, а мужской — из рубахи и штанов. Но молодой художник не знает, какие еще детали были в их нарядах. И еще очень просил вас рассказать о вышивке, которой украшали свою одежду русские люди, потому что она отличается от вышивки, украшающей татарский народный костюм. Художник не случайно обратился к вам за помощью: он слышал, что вы очень много знаете о том, какой раньше была одежда русских людей. Ребята, вы готовы помочь молодому татарскому художнику?

Дети. Да.

Воспитатель. Молодцы, ребята, я очень рада, что вы такие отзывчивые. Если художник не будет знать, какой раньше была одежда русских людей, как они ее украшали, он не сможет нарисовать наряды Марьюшки и Ивана так, чтобы, глядя на них, все сразу поняли: это герои русской народной сказки. Ребята, как можно помочь художнику?

Дети. Можно подобрать картинки, книги, где нарисованы люди в русских народных костюмах; можно записать на диктофон наши рассказы о том, как одевались русские люди раньше, подобрать рисунки с изображением пояса Ивана и сарафана Марьюшки.

Воспитатель. Ребята, а чтобы в своих рассказах вы правильно описали русский народный костюм, я предлагаю сегодня поиграть в игры.

Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель показывает детям через проектор три слайда. На первом слайде изображена мужская и женская одежда русских людей, на втором — летняя и зимняя, на третьем — праздничная и будничная одежда. Воспитатель предлагает детям на каждом слайде найти тот вид одежды, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний.

Воспитатель. Одежда русского человека была разной: летней и зимней, мужской и женской, праздничной (нарядной, выходной) и будничной (повседневной).

Обязательным предметом русских людей была рубаха. Наши предки считали, что именно она оберегает человека от злых сил, укрывает все уязвимые места: шею, руки, ноги, закрывая их выше колена. Ребята, как назывались раньше мужские рубахи?

Дети. Косоворотки.

Воспитатель. Почему их так называли?

Дети. Воротник у такой рубахи — сбоку.

Воспитатель. Правильно, у старинной мужской рубахи по- другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому такую рубаху назвали косовороткой. Ребята, а как русские люди украшали свои рубахи?

Дети. Вышивкой.

Воспитатель. Правильно, ребята, ворот и рукава рубахи украшали вышивкой. Для чего это делали?

Дети. Чтобы рубаха была красивой.

Воспитатель. Верно, вышивка украшает одежду, делает ее более нарядной, праздничной. Но это не единственное и не самое главное ее предназначение. Обратите внимание, вышивка располагается в определенных местах, обычно вдоль выреза, по низу рукавов. Как вы считаете, случайно ли это? Конечно же, нет. Наши предки считали, что через «входы» рубахи, т.е. через подол, горловину и низки рукавов к телу хозяина могли пробраться злые духи и болезни. И чтобы преградить дорогу всему плохому, по вороту и рукавам вышивали обереги. Давайте вслушаемся в слово «оберег». Что оно означает, по вашему мнению?

Дети высказывают предположения.

Совершенно верно, оберег — то, что оберегает, сторожит. Вот эта красивая вышивка на рубахе и есть оберег, т.е. зашифрованное пожелание силы и здоровья. Ребята, как украшали вышивкой повседневные рубахи?

Дети. По краям и по рукавам.

Воспитатель. А как были украшены праздничные рубахи?

Дети. Их украшали красивой вышивкой.

Беседа с детьми сопровождается показом слайдов через проектор с изображением будничных и нарядных мужских и женских рубах, украшенных вышивкой.

Воспитатель. Из какой ткани шили эту одежду?

Дети. Изо льна, хлопка.

Воспитатель. Правильно, ребята, русские люди шили рубахи в основном изо льна и хлопка, а одежда, сшитая из такой ткани, хорошо защищает от жары летом и от холода зимой. Значит, можно сказать, что одежда русского человека помогала ему сохранять здоровье. А теперь давайте поиграем в игру «Подбери материал к рубахе».

Игра «Подбери материал к рубахе»

Дети отбирают лен и хлопок из предложенных образцов кусочков тканей, которые подкладывают под рамку с силуэтными изображениями рубахи (с прорезями). В результате предварительной работы с родителями многие воспитанники одеты в одежду, сшитую из хлопка и льна.

Воспитатель. Ребята, из какой ткани сшита ваша одежда? Одежду, сшитую из какой ткани, вы хотели бы носить? Почему?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель. О какой одежде русских людей эта загадка: «Один вход, два выхода»?

Дети. О штанах.

Дети надевают штаны на Иванушку.

Воспитатель. Послушайте загадку о другом виде одежды.

Каждый раз поутру надеваю я трубу.

Ну, не догадаться вам?

Она зовется ... (сарафан).

Дети выбирают сарафан из других предметов женского русского костюма и надевают его на Марьюшку.

Ребята, как женщины украшали свои сарафаны?

Дети. Вышивкой, лентами.

Воспитатель. Поверх длинной рубахи женщины надевали сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами: цветами, солнцем, птицами и просто крестиком. По преданию, вышивка оберегала женщин от болезней, наговоров, сглаза. В долгие зимние вечера собирались девицы в горнице, пели песни и вышивали узорами свои одежды. Давайте посмотрим, как это было.

Девочки в русских сарафанах вышивают на пяльцах, приговаривая.

В первый раз вышивали светел месяц со лунами,

Светел месяц со лунами, со чистыми звездами.

Во второй раз вышивали красно солнце со лучами,

Красно солнце со лучами, с теплыми облаками.

В третий раз вышивали сине море со волнами,

Сине море со волнами, с белыми облаками.

В четвертый раз вышивали чисто поле со кустами,

Чисто поле со кустами, со рыскучими зверями.

Серединку украшали светло-синими цветами.

Какие у нас работящие девицы и сарафаны у них очень нарядные! Как можно назвать народ, который много трудится, умеет шить красивую и удобную одежду?

Дети. Трудолюбивый, работящий.

Воспитатель. Вспомним пословицы о труде, которые передаются из поколения в поколение русским народом.

Дети. «Терпение и труд все перетрут!», «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Труд человека кормит, а лень портит», «Ремесло есть — пить не просит, а само кормит».

Воспитатель. Ребята, как вы понимаете смысл пословицы «Какова пряха, такова на ней и рубаха»?

Дети отвечают.

Посмотрите, как изображали русских женщин художники прошлого.

Воспитатель показывает репродукции, на которых изображены Русские женщины в праздничных одеждах. Звучит музыка.

Важная «пава», «душа голубица» —

Издавна так называли девицу...

В дивном наряде — крестьянской одежде,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красным расшиты запон и рубаха,

По подолу будто вспахано поле —

Ромбы узорной легли полосою,

Символы солнца и знаки земли,

Матери-жизни и птицы любви.

Шею украсили бусы, мониста,

Бисер, кораллы, янтарь золотистый.

Всех драгоценней убор головной —

Жемчугом шитый и битью златой...

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы.

О девицах-красавицах сочиняли песни, сказки, писали стихи. Все восхищались их красотой и говорили: «А идет-то, а идет, как лебедушка плывет». Или: «Как красива, величава, выступает будто пава». Ребята, а какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на русский народный костюм?

Дети. Радость, веселье, удивление, восхищение.

Воспитатель. А почему?

Дети. Потому что он красивый, необычный.

Воспитатель. Послушайте еще одну загадку и подумайте, о какой части русского костюма идет речь.

Каменьями искрится

Тот головной убор

И бережно хранится

В музеях до сих пор.

Дети. О кокошнике.

Воспитатель. В те давние времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или головным убором, который назывался кокошник — вот таким.

Воспитатель показывает изображение кокошника.

Ребята, как женщины украшали кокошник?

Дети. Бусинками, бисером.

Дети выбирают кокошник из других частей женского русского костюма, надевают на голову Марьюшки.

Воспитатель. Послушайте стихотворение о других женских украшениях.

Пояса, браслеты, брошки, кулоны, ожерелья —

Это все из бисера цветные украшенья.

Чудо-мастерицы ловкою рукой

На ниточку нанизывают бисер золотой.

О каких женских украшениях говорится в этом стихотворении?

Дети отвечают.

А еще какие украшения носили женщины в давние времена?

Дети. Бусы, серьги, кружева.

Воспитатель. Ребята, а еще какую одежду носили русские женщины?

Дети. Юбку, фартук.

Воспитатель. Правильно, ребята, кроме сарафана и рубахи, женщины носили юбку, фартук, поневу (одежда из трех полотен ткани на шнурке). Слушайте следующую загадку.

Два котика,

Четыре хвостика.

Дети. Это лапти.

Воспитатель. Ребята, как вы догадались, что это загадка про лапти?

Дети. Лапти — мягкие, у каждого лаптя по две завязки.

Воспитатель. На Руси были широко распространены лапти. Их плели из лыка — коры липы. Еще лапти плели из бересты. Вспомните, что такое береста.

Дети рассказывают.

Такие лапти считались праздничными.

По предложению воспитателя дети выбирают лапти, надевают на кукол.

С давних времен до нас дошла веселая русская игра «Лапти». Давайте поиграем в нее!

Русская народная игра «Лапти»

На полу выкладывается большой круг из веревки. Водящий встает в центр круга, участники игры — за кругом спиной к нему. Игроки перебрасывают через голову какой-нибудь предмет — «лапоть». Повернувшись к водящему, они спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет!» Играющие еще раз задают тот же вопрос. Водящий отвечает: «Да!» Дети вбегают в круг, чтобы взять свой предмет. Водящий караулит «лапти» и старается «запятнать» играющих (только в кругу). Кто не успел взять предмет, выбывает из игры.

Воспитатель. Послушайте следующую загадку.

Надену — ободом сведет,

Сниму — змеею упадет.

Тепла не дает,

А без него холодно.

Дети. Это пояс.

Воспитатель. Обязательной частью одежды у мужчин и женщин был пояс, или кушак. Раньше на одежде не было карманов, они появились позже. На кушак подвешивали нож, топор, расческу, ложку, мешочек для денег. Ребята, как вы думаете, для чего пояса расшивались разными узорами?

Дети. Узоры оберегали человека от всего плохого.

Воспитатель. Правильно, ребята, русские люди верили в то, что расшитые разными узорами пояса будут оберегать их от злых сил, преграждать путь всему плохому. Раньше даже была такая поговорка: «Подпоясанного и бес боится». Послушайте следующую загадку.

Сижу верхом,

Не знаю на ком.

Знакомца встречу,

Соскочу — привечу.

Дети. Это шапка.

Дети надевают на Иванушку шапку.

Воспитатель. На голове мужчины сначала носили шапки, напоминающие колпаки. Шапки были самые разные: остроконечные, округлые, с отворотами. Позже появились картузы.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением русских головных уборов.

Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Посмотрите, какие у вас нарядные куклы. А сейчас я покажу вам рисунки с изображением предметов русской народной одежды, которые прислал нам молодой татарский художник. Нам нужно по нарисованным частям предмета отгадать, что это за одежда, а затем дорисовать ее.

Дети дорисовывают по принципу симметрии рисунки-половинки с изображениями предметов русского народного костюма.

Ребята, готовые рисунки, флешку с записью ваших рассказов о том, как одевались русские люди раньше, работы по рисованию и аппликации, где вы украшали пояса для Ивана и сарафаны для Марьюшки, нашу игру «Одень Марьюшку (Ваню)» мы отправим молодому татарскому художнику. Как вы думаете, поможет ли это ему сделать иллюстрации к русской народной сказке, главными героями которой будут Марьюшка и Иванушка?

Дети. Да.

Воспитатель. Я тоже думаю, что поможет, потому что вы в своих рассказах очень подробно описали одежду русских людей, правильно дорисовали предметы русского народного костюма, точно передали на рисунках узоры, вышитые на их одежде.

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе на тему «Наши имена»

Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ. Службы спасения

Конспект НОД в старшей группе на тему «Детский сад»

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб - всему голова»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!