Конспект занятия в средней группе. Окружающий мир. Мой город - Воронеж

Занятие в средней группе ДОУ. Конспект

Тема занятия: Здравствуйте! Это я, а это мой город

Программное содержание: Напомнить детям элементарные правила поведения, этику общения и приветствия. Развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым. Побуждать детей быть приветливыми при общении в детском саду и дома, использовать в своей речи «вежливые слова». Уточнить знания дошкольников о названии родного города, главных его достопримечательностях. Познакомить с историей возникновения города Воронежа как сторожевой крепости в период царствования Петра I. Воспитывать культуру поведения, любовь и чувство гордости к малой Родине.

Материал: кукла Незнайка, фотографии с видами Воронежа. Фотографии детей возле домов, где они проживают. Макет «Сторожевая крепость Воронеж».

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости сегодня придет очень хороший друг. Он очень часто приходил к детям в прошлом году. Дети многому научили его. Хотя этот друг часто на многие вопросы отвечал «Не знаю!».

— Вы догадались, кто придет к нам в гости? (ответы детей обсуждаются)

Раздается стук в дверь и в комнату входит кукла Незнайка. Незнайка очень рад встрече с детьми, он улыбается и здоровается (при этом намеренно путает имена детей). Воспитатель журит Незнайку и предлагает детям представиться Незнайке: назвать свое имя и адрес проживания.

Проводится дидактическая игра «Как тебя зовут, и где ты живешь?»

Дети называют свое имя, фамилию и адрес. Находят фотографию

с изображением этой улицы и выкладывают на магнитной доске. Если улица повторяется, то ребенок указывает на это.

- Незнайка, меня зовут Олег Кулешов. Я живу на улице Домостроителей, дом 25, квартира 51.

- Незнайка, меня зовут Маша Иванова, я тоже живу на улице Домостроителей, дом 17, квартира 2.

- Незнайка, меня зовут Егор Тарасов, я живу на улице Маршака, дом 5, квартира 40 и т.д.

Незнайка удивляется, что дети так хорошо знают свой адрес, свое имя и фамилию.

Далее воспитатель приглашает Незнайку и детей рассмотреть другие фотографии. Дети узнают и называют знакомые объекты: цирк, кукольный театр, набережную Воронежского моря, детский сад и т.д.

Все эти фотографии помещаются на магнитной доске. Воспитатель еще раз называет выставленные фотографии: улица Домостроителей, Маршака, Пирогова, цирк, детская библиотека и т.д. Обводит все эти фотографии цветным маркером и предлагает детям назвать одним словом все, что они выложили.

- Как можно все это: улицы, дома, магазины, цирк и т.д., назвать одним словом? Что мы с вами выложили с помощью фотографий? (город)

- Как называется город, в котором мы живем? (Воронеж)

Незнайка любуется городом и задает вопрос: «Какой красивый город. А он всегда был таким?»

Воспитатель предлагает детям и Незнайке присесть на стульчики и узнать, как появился город Воронеж.

Воспитатель на ковре выкладывает макет «Дозорной крепости» и сопровождает действия рассказом:

- Это было давным-давно, когда на нашей земле были густые, непроходимые леса, вот такие (выставляется лес).

- В дремучих лесах водилось множество птиц и животных, (выставляются медведь, волк, лиса, белка, лось, ворона, сова, еж, заяц).

- Вы узнали их? (дети называют птиц и животных)

- Рядом с лесом протекала большая глубоководная река. В этой реке было очень много рыбы (выкладывает реку). Самое подходящее место для поселения.

- Но почему-то нигде не видно людей. Как вы думаете, почему? (ответы детей обсуждаются)

- Люди в этой местности действительно были, но они уходили далеко в дремучие леса, так как на нашу землю очень часто нападали враги. И звали их татарами. Набегут татары, разорят наши земли и опять убегут. В ту пору нашей Русью правил царь Петр I. Узнал об этом царь и написал указ:

«Дабы пресечь татарских орд свирепость,

Святую Русь от недругов сберечь

Царь повелел рубить на взгорье крепость

И оную Воронежем наречь»

А Жигулин

- Так на берегу глубоководной реки рядом с дремучим лесом выросла крепость (выставляется забор, сторожевая башня, несколько домиков, пушки и т.д.). Обнесена она была высоким зубчатым забором. Иногда его называют частокол, как вы думаете, почему? (высокие колья устанавливали близко (или часто) друг к другу). Вдоль стен вырыли глубокий ров и заполнили его водой. У ворот соорудили мост, который крепился к забору цепями. Как вы думаете, для чего? (чтобы во время беды можно было поднимать его). За высоким забором построили высокую башню с колоколом. День и ночь стоял там человек. Кто из вас догадался, что он делал? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что он наблюдал за врагами и вовремя сообщал об их приближении). Иначе можно сказать, что он сторожил. Кроме сторожевой башни, за забором были выстроены дома. В этих домах жили стрельцы, пушкари, сторожа. Как вы думаете, чем они занимались? (ответы детей обсуждаются). А как можно назвать крепость, которая все время стояла в дозоре, на страже и защищала окраины нашей Родины? (дозорная или сторожевая).

- Как же отражали атаки защитники крепости, если нападал враг?

Проводится дидактическая игра «Как мы защитим свою крепость?»

(Дети по ходу рассказа воспитателя выставляют на макете предметы).

- Если сторож видит опасность, начинает звонить в колокол. Стрельцы и пушкари занимают свое место у пушек и возле оконцев в крепости. Воротники быстро закрывают ворота на засов и поднимают мост, чтобы враг не пробрался в крепость.

Воспитатель предлагает детям послушать отрывки из стихотворения «Крепость Воронеж» Виктора Будакова.

И увидели крепость крутую ордынцы –

Пояс стен, да ворота, да башни.

И своих лошадей осадили ордынцы,

Не скопытив славянские пашни.

Да, они и хитры, и сильны, и летучи,

Но преградой грозит эта крепость на круче –

Грянул колокол! Хан покачал головою:

«Не хорошая крепость Воронеж!»

И ордынцы, пыля, повернули назад,

В диком поле бесследно пропали.

- У этой крепости, как и у любой другой, есть своя эмблема, или иначе ее называют герб. Герб может очень о многом нам рассказать. Давайте рассмотрим герб нашей крепости.

- Что изображено на нем? (пушка, на пушке сидит ворон)

- Почему на гербе изображена пушка? (чтобы отбивать удары врагов)

- Почему на гербе изображен ворон? (ответы детей обсуждаются)

- Какого цвета эта птица? (черного) Можно ли в темноте увидеть ворона?

- Ворон - это птица, которая летает высоко и видит далеко.

- Какие качества этой птицы пригодятся защитникам нашей крепости? (зоркость, наблюдательность, незаметность, быстрота)

- О чем нам рассказал герб нашей крепости? (ответы детей обсуждаются)

- Прошло очень много лет и сейчас наш город совсем не сторожевая крепость. Поэтому и герб у нашего города другой.

Дети с воспитателем рассматривают герб современного города Воронежа.

- Чего не стало на этом гербе? (пушки, ворона)

- Как вы думаете, почему? (нет опасности, люди живут мирно)

- Что же изображено на новом гербе? (гора, кувшин. А из кувшина течет вода).

- Если землю все время поливает вода, то что можно сказать о такой земле? (она плодородная, богата водой и т.д.).

- Без воды нет жизни на планете. Вода — это источник доброты, красоты и радости всех, кто живет на нашей земле. С каждым годом наш город становится все краше, он развивается и изменяется. Будет меняться и герб нашего города.

Незнайка благодарит всех, кто помог ему узнать, как появился на земле город Воронеж. Прощается с детьми и обещает вновь прийти в гости.

Похожие статьи:

Конспект занятия в средней группе на тему: Одежда

Конспект занятия в детском саду в средней группе. Моя семья

Конспект занятия в детском саду в средней группе. Мои родственники

Конспект занятия в детском саду в средней группе. Профессия повар

Конспект занятия в средней группе на тему: Игрушки

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!