Конспект игрового занятия в детском саду в средней группе. Птица чомга

Игра занятие в средней группе «Мама-чомга»

Программное содержание: познакомить детей с жизнью водной птицы чомги: встреча партнера, ритуалы ухаживания (танец на воде), совместное строительство плавучего гнезда, забота о своём потомстве, обучение детёнышей способам ловли рыбы; с помощью игровой и продуктивной деятельности способствовать эмоциональному проживанию познавательной информации; воспитывать добрые чувства у детей по отношению к любому живому существу.

Активизация словаря: чомга - водная птица, похожая на утку; плавучее гнездо; плавать, пырять.

Материал: объёмный макет озера - плоская ёмкость с водой, настоящие камыши и водоросли, 2-3 кувшинки из бумаги, сплетённое из тонких веточек и стебельков растений гнездо, объёмная модель птицы чомги (из пенопласта, пластилина, папье-маше или глины), две плоскостные цветные модели птиц, несколько объёмных шариков - имитаторов яиц, пластилин или глина, шапочка-маска для воспитателя - «мамы-чомги».

Ход игры

Педагог приглашает всех детей на прогулку к маленькому, но удивительному лесному озеру. Подойдя к импровизированному «озеру», дети отмечают его красоту, форму, чистоту воды, наличие водных растений: рогоза (камыша), кувшинок, водорослей. Воспитатель даёт возможность малышам прикоснуться к растениям, водной поверхности «озера».

- А это что такое? - удивлённо спрашивает педагог и показывает на гнездо, толкнув его слегка пальцем. - Чей-то плавучий домик. Кто же живёт в нём? (Ответы детей.) Может быть, хозяин этого плавучего домика услышал наши громкие голоса и испугался? Давайте тихо и осторожно осмотрим с вами «озеро», камыши и попробуем найти его.

Дети находят в камышах чомгу, спрятавшуюся под воду так, что только пёрышки-рожки торчат над водой.

Воспитатель читает строки из стихотворения Сергея Баранова «Чомга»:

В камыши забралась чомга,

Не найдет её никто.

Над водой торчат лишь рожки,

Рядом плавает гнездо.

Педагог кладёт себе на ладонь объёмную модель или игрушку уточки-чомги, окрашенную в соответствующие цвета: верхняя часть тела чёрно-бурого цвета, вокруг горла уточки перышки расположены как воротничок, они ржаво-красного цвета, нижняя часть тела блестящего атласно-белого цвета. На голове чомги находится брачное украшение - пучок перьев, разделяющихся вверху на два рожка.

- Кто же хозяйка этого плавучего гнёздышка? (Птица.) Похожа она на домашнюю уточку? (Показывает картинку с изображением домашней утки.) Чем? (Дети называют части тела, описывают покров утки.) А чем же эти две птицы непохожи? Эта птица не простая, а какая? (Показывает на хохолок чомги.) Правильно, это хохлатая водная птица. (Повторяет вместе с детьми данное словосочетание.) У этой хохлатой птицы, похожей на уточку, есть очень красивое имя. Её зовут чомга. Давайте, дети, произнесём это имя нежно и ласково. (Дети произносят слово «чомга» несколько раз.) А ласковые и нежные слова не забываются. Правда? «Уточку» чомгу люди называют ещё водной птицей или водяной. Почему? Эти птицы всю свою жизнь проводят на воде. Иногда они выходят на сушу, - да и то только у самого берега сидят. Угадайте, дети, что больше всего на свете любят делать водные птицы - чомги? Верно, любимое их занятие - это плавание и ныряние.

Понятия «плавание и ныряние» закрепляются детьми с помощью проговаривания, жестового показа и показа воспитателем этих действий в воде с помощью игрушки.

- А теперь, - говорит воспитатель, - пусть один ваш пальчик превратится в водную птицу чомгу. Покажите, как вы плаваете по озеру. (Дети имитируют скольжение пальчика-птицы по поверхности воды.) Вдруг чомга испугалась хищной птицы и нырнула до самого дна. (Дети погружают пальчик до дна ёмкости.) А теперь чомга вынырнула. (Дети вынимают руку из воды, протирают её полотенцем.)

Хотите, дети, я вам расскажу, как живут в природе эти очаровательные живые существа? Присядем у «озера» и послушаем одну удивительную историю. Однажды на берегу вот такого же озера, только настоящего, встретились две птицы: чомга-мальчик и чомга-девочка.

Свой рассказ педагог сопровождает показом поведенческих действий птиц при помощи плоскостных или объёмных моделей чомг.

- Мальчику-чомге так понравилась «уточка», что он стал за нею ухаживать: гладить её перышки, приносить ей то рыбку, то пучок вкусненькой травки. Девочке-чомге он тоже понравился. Они плавали друг перед другом, покачивая головой из стороны в сторону, ныряли вместе под воду и, выныривая, прижимались грудью друг к другу. Мальчик-чомга подарил своей подружке подарок - зелёные водоросли. Водные птицы очень нежно относились друг к другу. Стоило только самочке-чомге отплыть подальше от своего друга, как он тут же начинал её громкими криками звать обратно. (Имитирует действия.) И вот однажды мальчик-чомга сказал своей подружке: «Дорогая, я тебя очень люблю! Давай построим себе домик-гнездо, выведем птенцов и будем жить дружной семьей». (Педагог уточняет у детей обозначение слова «семья» и продолжает рассказ о семье водных птиц.)

Сплели чомги себе плавучее гнездо из водорослей, стебельков растений, тоненьких веточек. (Показывает сплетённое гнездо.) Это гнездо и на гнездо-то непохоже. Что оно вам напоминает? (Кучу растений.)

Детей средней группы можно спросить, почему именно такой формы гнездо у этих водных птиц. Рассказать о способе маскировки гнёзд водоплавающих птиц.

— В такое плавучее гнездышко отложила мама-чомга яйца (от трех до шести). (Воспитатель кладёт шарики в гнездо, помещает на них «уточку» - чомгу.) Кто же появится из яиц? (Педагог может показать детям фотографии или иллюстрации с изображением малышей-чомг.) Расскажите, как мама-чомга и папа-чомга будут ухаживать за своими малышами.

Если дети будут испытывать в этом затруднение, то воспитатель может спросить о том, как же их мама и папа заботятся о них, в чём проявляется эта забота. После высказываний педагог рассказывает детям об уходе и воспитании родителями- чомгами своих детёнышей: они забирают своих детёнышей под крылья, согревают у себя па груди, прячут так, что узят совеем не видно, летают, ныряют и плавают вместе с детёнышами, учат малышей ловить рыбу. Всю вышеобозначенную информацию воспитатель проигрывает с детьми, создавая следующие игровые обучающие ситуации (количество используемых ситуаций на данном занятии определяется педагогом).

«Ты мне нравишься!» (музыкально-ритмическое упражнение).

Пары детей - «уточек-чомг» совершают плавные движения по направлению друг к другу под музыкальное сопровождение. Музыкальный руководитель осуществляет подбор музыки, соответствующей действиям «влюблённых» пар. С громкими горловыми криками «ккау»-«круа» мальчик-«чомга» встает перед подружкой во весь рост, показывает ей своё светлое брюшко, поворачивается боками и спинкой, словно говоря: «Вот я какой!». (Мальчик-«чомга» может произносить эти слова.) «Самочка-чомга», издавая звуки «ккек-кек», «ккек-кек», приглашает партнёра к ганцу. Затем «птицы» имитируют одновременное ныряние под воду и выныривание (плавное приседание и подъем, приживаясь грудью друг к другу и замирая на несколько секунд). Во время ныряния мальчик-«чомга», захватив со дна «озера» (пола) «пучок водорослей» (бумажный султанчик) преподносит его своей избраннице. Девочка-«чомга» принимает «подарок». Значит, семейная пара создана. Танец ухаживания начинается сначала.

Примечание: для детей младшего дошкольного возраста дается упрощённый вариант «танца». Если воспитатели старших групп детского сада или учителя начальных классов изъявят желание использовать в работе с детьми данное упражнение, то оно выполняется полностью.

«Плавание, ныряние, прятание» (игровая ситуация).

Воспитатель выступает в роли «мамы-чомги», помощник воспитателя - в роли «папы-чомги». Дети-утята «плавают» гуськом за своими родителями. По сигналу «мамы-чомги» (или «папы») «Опасность! Ныряем!» дети приседают или прячутся под крылья «родителей», а затем «выныривают» - быстро встают.

«Нападение ворон на гнездо» (игровая ситуация).

Материал: верёвка, длинные полоски бумаги или ткани, имитирующие водные растения, шапочка-маска, изображающая голову чомги, белый фартук с карманчиком, мелкие плоскостные модели рыб, лягушек, насекомых, 2-3 маски вороны или других пернатых хищников.

Дети вместе с педагогом при помощи длинной верёвки создают «гнездо» чомги. Затем выбирают себе роли только что родившихся птенцов и роли хищных птиц. Воспитатель и помощник воспитателя берут на себя роль птиц-родителей. «Мама- чомга» оставляет своих малышей в гнезде, прикрывая его водными растениями, а сама отправляется добывать корм для детёнышей. Дети в роли птиц-родителей имитируют ловлю рыбы, насекомых, лягушек, складывая добычу в карманчик белого фартука. По сигналу педагога «Хищные птицы! Опасность!» появляются дети-«вороны», которые с карканьем начинают летать вокруг гнезда с птенцами. «Птенцы» жалобно пищат. «Родители- чомги» быстро «плывут» к гнезду, громко кричат и геройски защищают своих малышей: выпрыгивают из воды, бросаются на «ворон», ударяют их клювами. «Вороны» улетают. «Мама- чомга» и «папа-чомга» ласково обнимают своих малышей.

Игровая ситуация.

На болоте мама-чомга

Чутко дремлет в тишине,

А её ребята-крошки

Спят у мамы на спине.

Дети 5-7 лет самостоятельно обыгрывают эту ситуацию, проявляя собственную фантазию в игровом перевоплощении. А с детьми трёх лет педагог проводит игровое упражнение сам, выступая в роли мамы-чомги.

«Учимся ловить рыбу» (игровая ситуация).

Педагог берёт на себя роль мамы-чомги.

- Сегодня, птенцы, я, ваша мама-чомга, буду учить вас ловить рыбу. Смотрите внимательно, как я это делаю.

«Мама-чомга» ныряет в воду и ловит рыбку - объёмную или плоскостную модель рыбы, закреплённую на тонкой верёвке либо рыболовной леске. Помощник воспитателя тянет её по полу. Затем «чомга-воспитатель» пойманную рыбу бросает перед «утятами» и потихоньку сама начинает тянуть за леску или верёвочку, имитируя движение рыбы в воде. Если дети- «утята» не сообразят броситься за рыбой, то «мама-чомга» снова повторяет урок для малышей, объясняя свои действия и нацеливая птенцов на погоню за плывущей рыбкой.

Примечание: на данном занятии педагог сам определяет количество используемых игровых ситуаций. Воспитатели младших групп, исходя из указанной выше информации, могут составить серию игр-занятий или совместной деятельности по данной проблеме. Педагоги имеют возможность проявить свои творческие способности, модифицируя предложенную игру-занятие, придумывая свои игровые упражнения и используя разнообразные виды продуктивной деятельности. Например: наклеивание маленьких утят на спину плоскостной модели мамы-чомги в натуральную величину и выполненную из картона, конструирование птенцов из природного материала, составление коллажа «Дружная семья» из натуральных листьев и бумаги или же лепка из глины и пластилина птенцов и рассаживание их на объёмную модель водной птицы. Можно посадить вылепленных «утят»-малышей в сконструированное гнездо и отправить «плавучий домик» в «путешествие по озеру» под присмотром «птиц-родителей». В процессе деятельности с детьми педагог может использовать стихотворение Сергея Баранова «Чомга»:

В камыши забралась чомга.

Не найдет её никто.

Над водой торчат лишь рожки,

Рядом плавает гнездо.

На болоте мама-чомга

Чутко дремлет в тишине,

А её ребята-крошки

Спят у мамы па спине.

Методико-технологическая цепочка игры-занятия может быть следующей: макет «озера» с плавающим гнездом и замаскированной чомгой - диалог педагога с детьми о водной птице - игровые упражнения «Назовем птицу ласковыми именами», «Плавание и ныряние» - рассказ о взаимоотношениях самца с самочкой - проигрывание 1-2 ситуаций из жизни водных птиц - продуктивная творческая деятельность по стихотворению С. Баранова «Чомга» - подарок воспитателя детям (силуэт водной птицы) - домашнее задание для родителей: конструирование либо рисование картины «Дружная семейка» в сотворчестве с ребёнком - приобретение жизненных «знаний-мыслей».

Похожие статьи:

Конспект занятия в средней группе на тему: Одежда

Конспект занятия в детском саду в средней группе. Моя семья

Конспект занятия в средней группе на тему: Игрушки

Конспект занятия в детском саду в средней группе. Мои родственники

Конспект занятия в детском саду в средней группе. Профессия повар

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!