Конспекты занятий по экологии в подготовительной группе детского сада

Занятия по экологическому воспитанию. Подготовительная группа

Занятие №1. Тема «Природный дом»

* * *

Педагог. Что такое природный дом?

Дети высказывают предположения.

Природный дом — то место, где проживает (обитает) растение или животное или сам человек, то, с чем он соприкасается: пища, погода, почва.

Растения и животные тесно связаны с природным домом, т.е. тем местом и условиями, где они обитают. Они к нему привыкают (приспосабливаются), добывают себе пропитание, защищаются от врагов.

Каждый вид животного и растения по-своему привыкает к месту обитания. Как вы думаете, где живут наземные растения?

Дети. На суше.

Педагог. А водные (водоросли)?

Дети. В воде.

Педагог. Изменять природный дом для живых организмов нельзя — они могут погибнуть. Можно ли взять в детский сад ежа, которого вы увидели на прогулке?

Дети. Нет.

Педагог. В неволе животные долго не проживут, как бы мы ни старались в домашней обстановке создать условия, похожие на природные.

У человека тоже есть дом — его жилище. Но понятие «природный дом» шире: оно включает в себя все, из чего состоит окружающий нас мир, с чем человек соприкасается на протяжении всей жизни, от чего зависит.

Поэтому изучайте наш природный дом и берегите его.

Дидактическая игра «Кто больше назовет правил поведения на природе»

Дети по очереди называют правила поведения на природе, вспоминая экознаки.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Педагог называет какое-либо животное (или птицу), дети говорят, где он(она) обитает. Например: медведь — в берлоге, белка — в дупле, птицы — в гнезде, мышь — в норе и т.д.

Занятие №2. Тема «Моя страна»

* * *

Педагог. Как называется страна, в которой мы живем?

Дети. Россия.

Педагог. А как называется наша Родина?

Дети. Россия.

Педагог. Родина есть у каждого живого существа: человека, животного, растения. Родина — та страна, то место, где человек родился. Родина есть также у животных и растений. Мы родились в России. Это самая большая по площади страна (показывает на глобусе). С одного ее конца до другого на поезде нужно ехать неделю.

Разнообразна природа нашей страны — серая тундра, зеленая тайга, желтая пустыня. Есть в России большие, великие реки. Какие?

Дети. Волга, Днепр, Лена...

Педагог. Много городов и сел. Какой главный город нашей страны?

Дети. Москва.

Педагог. Нет у человека дороже земли, чем Родина. За нее наши деды, прадеды готовы были умереть в бою. Издавна люди распахивали пашни, строили города, сажали сады, старались, чтобы земля родная стала еще красивее. Но иногда совершали и необдуманные поступки: осушали болота, вырубали леса, тем самым нанося природе часто непоправимый вред.

Помните! Каждый человек должен стремиться приносить своей Родине пользу.

А какую пользу вы можете принести Родине?

Дети. Стремиться к знаниям, не наносить природе вред и т.д.

Дидактическая игра «Где чья Родина?»

Вариант 1

Педагог спрашивает: «Кто живет...»

а) на севере, где льды и снега? (Белый медведь, морж, тюлень, песец и т.д.)

б) в лесу? (Лось, бурый медведь, кабан, лиса, заяц и т.д.)

в) в пустыне? (Верблюд, варан, кобра и т.д.)

г) в горах? (Горный баран, серна, снежный барс и т.д.)

Вариант 2

Педагог спрашивает: «Где живут...»

а) белая сова, белая куропатка, северный олень? (На севере.)

б) Волк, косуля, бобр, рысь? (В лесу.)

По аналогии такая же игра проводится на примере растений.

Занятие №3. Тема «Мой город (поселок, деревня)»

* * *

Педагог. Как называется область, в которой мы живем?

Дети отвечают.

Район? Поселок?

Дети. Наш поселок называется Верхнеднепровским.

Педагог. А почему у поселка такое название?

Дети. Потому что он расположен в верховьях реки Днепр.

Педагог. Когда решили построить здесь первый завод (ГРЭС), то сюда стали съезжаться люди. Они строили дома, детские сады, дворцы культуры, школы, магазины; озеленяли улицы. Первая построенная электростанция поставляла в дома свет, теплую воду. А какие еще заводы расположены недалеко от поселка?

Дети отвечают. Педагог обобщает их ответы.

Заводы, выпускающие удобрения для полей, линолеум для покрытия полов, котлы для обогрева помещений. Многие люди, живущие в поселке, трудятся на этих заводах.

Но заводы выбрасывают в воздух (атмосферу) вредные вещества, которые потом попадают в почву, воду. Это очень плохо отражается на здоровье людей и всего живого.

Помните! Все люди должны стремиться сделать окружающий мир (природу) чище.

Дидактическая игра «Полезно — вредно»

Дети делятся на две команды: одна называет, что полезно делать, другая — что вредно.

Например: сажать деревья, подкармливать животных, ломать ветки на деревьях, стрелять в птиц и т.д. При этом показывают эко- знаки.

Занятие №4. Тема «Я и все мы»

* * *

Педагог. Кто такой человек?

Дети отвечают. Педагог обобщает их ответы.

Человек — это каждый из нас; мы умеем мыслить, говорить, трудиться. Человек — частичка вселенной. Он должен стремиться сделать мир чище, краше, не вредить ему своими необдуманными действиями, т.е. каждый из нас должен соблюдать правила поведения в природе, окружающем нас мире.

Природа может жить без человека, а человек без нее — нет! Почему? Приведите примеры.

Дети. Жизнь невозможна без воздуха (кислорода), а кислород дают деревья и т.д.

Педагог. Человек не должен разрушать природу, так как все ее компоненты связаны между собой: воздух, почва, вода. Например: человек срубил дерево — птицы, которые вили на нем гнезда, улетели — набросились на дерево вредные насекомые — и оно погибло. Так может погибнуть целый лес.

Людей на земном шаре очень много; если каждый человек просто так срубит по одному дереву, то сколько лесов погибнет! А если по два... Только все вместе мы сможем сохранить нашу Землю, наш общий дом.

Помните! Все мы должны стремиться к тому, чтобы наша голубая красавица Земля не превратилась в мертвый, холодный шар, одиноко летающий среди сверкающих звезд.

Коллективная аппликация

На тему «Превратим нашу Землю в цветущий сад».

Занятие №5. Тема «Объекты неживой природы»

* * *

Педагог. Что относится к неживой природе?

Дети. Солнце, луна, звезды, воздух, моря, реки, океаны, земля и т.д.

Педагог. Чем они отличаются от живой природы?

Дети. Они не питаются, не дышат, не размножаются, не растут, не умирают.

Педагог. Живая природа зависит от неживой, так как без воздуха, воды, почвы, солнца не могут существовать ни растения, ни животные.

Помните! К неживой природе нужно относиться очень бережно. Наша жизнь и жизнь всего живого на Земле зависит от ее благополучия.

Дидактическая игра «Выбери главное»

Педагог называет три объекта неживой природы, из которых дети должны выбрать один главный, без которого невозможна жизнь на Земле. Затем еще три. Так четыре группы слов. В результате дети должны назвать четыре самых главных объекта неживой природы:

— звезды, луна, солнце;

— радуга, ветер, воздух;

— облака, горы, вода;

— дождь, снег, почва.

Занятие №6. Тема «Солнце — большая звезда»

* * *

Педагог. Что такое солнце?

Дети отвечают.

Солнце — это космическое тело. Так называют его потому, что, как и Земля, Луна, звезды, оно находится в космосе. Солнце — раскаленное небесное тело, звезда. Оно имеет шарообразную (круглую) форму и состоит из очень горячих (раскаленных) газов.

Наша планета Земля непрерывно движется вокруг Солнца. Когда одна ее часть освещена Солнцем — там день, другая находится в темноте — там ночь (показывает на глобусе).

Где встает солнце?

Дети. На востоке.

Педагог. А где садится, т.е. уходит за горизонт?

Дети. На западе.

Педагог. Солнце дает нашей планете много света и тепла, хотя находится очень-очень далеко от нее.

Помните! Солнце имеет огромное значение для жизни на Земле: если бы от Солнца не поступало света и тепла, то жизнь на Земле была бы невозможна.

Опыты

1. Роль света в жизни растений

Два растения одного и того же вида (необходимо взять светолюбивые виды) выращивают в разных условиях: одно — на свету, другое — в темном месте; затем сравнивают их и делают вывод: без света растения жить не могут. Затем растение, выращенное в темноте, помещают на светлое место и продолжают наблюдать за его ростом.

2. Роль тепла в жизни растений

Аналогично проводится наблюдение за растениями, помещенными в теплое и холодное места. Делается вывод: растения без тепла жить не могут.

Занятие №7. Тема «Человек и неживая природа»

* * *

Педагог. Как человек связан с неживой природой?

Дети. Без солнца, воздуха, воды, почвы человек не сможет жить.

Педагог. Все объекты (компоненты) неживой природы тесно связаны друг с другом. Например: почва утратит свое главное свойство — плодородие, если не будет взаимодействовать с солнцем (тепло), воздухом (кислород), водой (влага); вода утратит свое основное значение, если не будет нагреваться или содержать воздух.

Помните! Человек должен охранять неживую природу, заботиться о ней.

Дидактическая игра

Педагог перечисляет основные качества, дети определяют, какому объекту неживой природы они подходят:

— дает свет, тепло, представляет собой раскаленный газ (солнце);

— представляет собой бесцветную газообразную смесь без запаха; прозрачен; состоит из кислорода, углекислого газа (воздух);

— без вкуса и запаха, бесцветная; прозрачная; обладает текучестью; может быть в трех состояниях — газообразном, твердом, жидком (вода);

— плодородна; состоит из перегноя, песка, глины, воды (почва).

Автор: Чернякова Валентина Николаевна

Похожие статьи:

Экологические игры в детском саду в подготовительной группе

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Тема: «Воздух»

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растительный мир

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: Земноводные

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: Рыбы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!