Игра занятие в подготовительной группе

Игровое занятие для старших дошкольников «Балетные артисты»

Программное содержание: познакомить детей с разновидностями журавлей, с их отличительными признаками, повадками; развивать словесное, пластическое и художественное творчество детей при воссоздании разных видов журавлей: белого (стерха), чёрного (монаха), японского (манчжурского), серого, канадского, красавки; дать знания о том, что журавли «разговаривают» друг с другом с помощью «танцев» - выразительных поз; совершенствовать свободное речевое общение детей на основе дружеского расположения друг к другу, упражнять в задавании вопросов; продолжать развивать устойчивый познавательный интерес к обитателям живой природы.

Активизация словаря: балетные артисты, стерх монах, журавль-красавка, канадский, японский (манчжурский).

Демонстрационный материал: цветные изображения танцующих журавлей: японского (манчжурского), черного, белого; один силуэт танцующего журавля с гармошкой, «волшебная» коробочка для «артистов», грампластинка или магнитофонная запись песни «Журавли» (муз. А. Лившица).

Раздаточный материал: цветные карандаши, краски, тонированная бумага разной формы, глина или пластилин.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об артистах балета, рисование и лепка птиц в движении.

Ход занятия

Педагог вносит красочную «волшебную» коробку и предлагает детям угадать с помощью вопросов, что в ней находится. Оказывая детям (дошкольникам) помощь в постановке вопросов, педагог подводит их к тому, что в «волшебной» коробочке находится что-то такое, что умеет танцевать, кружиться, подпрыгивать, оно длинноногое и очень красивое.

Воспитатель. В моей «волшебной» коробочке находятся «балетные артисты». Как вы думаете, кто такие балетные артисты? (Выслушивает ответы детей.) Сейчас вы сразу догадаетесь, кто это. Я «расколдовываю» свою коробочку.

Педагог делает таинственные пассы над коробочкой и медленно приоткрывает крышку. Звучит мелодия песни А. Лившица «Журавли». Воспитатель достает из коробочки цветные плоскостные модели танцующих журавлей: белого (стерха), серого, канадского, японского (манчжурского), чёрного (монаха) и раскладывает их на ковре. Дошкольники вместе с воспитателем присаживаются на ковер возле журавлей. Учащиеся первых классов могут свободно располагаться возле стола учителя.

- А почему же я этих журавлей назвала «балетными артистами»? Как вы догадались, что они танцуют? Угадайте, как зовут этих журавлей? Придумайте им свои названия.

Дети придумывают «имена» журавлям, ориентируясь на внешние отличительные признаки (красноголовка, черногрудка, черныш, белоснежка, краснолапка и т. д.). Педагог поощряет словесное творчество детей и дополняет их ответы сообщением, что на территории России живут шесть видов журавлей: серый, канадский, белый (стерх), чёрный, японский (манчжурский) и один из видов самых маленьких журавлей-красавок, проживающих в Сибири.

Детям предлагается найти журавлей указанных видов. Они вместе с взрослыми рассматривают птиц, дают им словесное описание и находят их. Материал для описания воспитатель может взять из книги В. Яхонтова «В стране птиц».

- Белый журавль - стерх. Оперенье у него белое, концы крыльев чёрные. Клюв и ноги красные, глаза жёлтые. Передняя часть головы голая и покрыта красной кожей, точно красная маска вокруг глаз. Живут на топких болотах и в заросших зарослях парами. Стерх - самый крупный журавль, ростом до 150 см, весит до 10 кг. Это редчайшая чудо-птица водится в Якутии, Западной Сибири. Зимует в Индии, Китае. (Показать детям "а карте места обитания стерхов.)

- Чёрный журавль, или монах - самый редкий и загадочный журавль. Догадываетесь, почему его зовут монахом? Чёрные журавли имеют чёрное оперенье, ноги тоже тёмные. И лишь голова да шея наискосок белые, без всяких полос, а на лбу - чёрная метина. (Предложить детям найти на картинке описанного журавля.) Чёрный журавль гнездится в Сибири, Забайкалье и Дальнем Востоке. Зимует в Японии, Китае. (Показать на карте.)

- Японский (манчжурский) журавль - это птица красивая, заметная. Оперенье снежно-белое, лишь часть шеи, маховые перья чёрные. А голова на длинной шее горделиво увенчана красной шапочкой. Это его, великолепного длинноногого красавца, любят вышивать и рисовать японцы. (Предложить детям найти на картинке японского журавля.) Живёт он на Дальнем Востоке, зимует в Китае и Японии на острове Хоккайдо. (Показать места зимовки этого журавля на карте.) Затем предложить детям прикрепить маленькие силуэты японских журавлей на указанные места зимовки птиц.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Отгадай, что это | за птица». Девочки самостоятельно или с помощью взрослого составляют описательные загадки любого журавля, а мальчики находят его. Затем дети меняются ролями.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, журавли могут разговаривать? С помощью чего? Хотите узнать, о чём «говорят» журавли с помощью танцев? Тогда послушайте удивительную историю.

У журавлей есть свой язык общения друг с другом. Они разговаривают друг с другом с помощью «языка» танцев. Одни журавли, танцуя, как будто говорят: «У меня очень хорошее настроение!», другие - «Ты мне нравишься, давай с тобой дружить!», третьи - «Здравствуй, я люблю тебя!».

Давайте вместе найдём журавля, который говорит о своём хорошем настроении. Докажите, что у этого серого журавля замечательное настроение.

Затем дети находят модели тех видов журавлей, которые выражают дружбу и «объясняются в любви» своей подружке с помощью танца. Педагог предлагает детям игровую импровизацию «Игры и пляски на болоте» по мотивам рассказов В. Бианки «Игры и пляски» и отрывков из книги И. Акимушкина «Мир животных». Мальчики-«журавли» выбирают себе подружек-«журавушек» и под комментирование взрослого и музыкальное сопровождение изображают следующие события.

- Журавли устраивают танцы на болоте. Соберутся в кружок, и вот один или двое выходят на середину и начинают приплясывать. Сперва они только подпрыгивают долгими ногами. Дальше больше: пускаются в широкий пляс и такие коленца выкидывают - помрёшь со смеху. И кружатся, и прыгают, и вприсядку танцуют, ну, точь-в-точь трепака откалывают на ходулях! Японские журавли, танцуя, часто хватают клювами с земли мелкие предметы: прутики, сухие былинки, зёрна, даже обрывки бумаги - и подкидывают их в воздух.

После выполнения детьми танцевальных журавлиных «па» педагог выясняет у детей вопрос: кто же учит журавлей таким красивым танцам и движениям? Обобщает их высказывания: «Журавлям не приходится учиться «языку» ганца у кого-то. Они рождаются уже «обученными». Один учёный рассказывал, что в зоопарке родился крошка-журавлёнок. Ему было 5 дней от роду, а он уже мог высоко прыгать, делать балетные «па», умел кланяться и подбрасывать вверх разные предметы, а ведь журавленок никогда не видел, как танцуют другие журавли. Почему же он умел это делать? Верно, журавлёнок уже родился танцором».

- Ребята, а кому какой журавль больше всего понравился? Почему? Что вы узнали интересного о жизни журавлей? А вам хотелось бы нарисовать или вылепить танцующих птиц?

Дети лепят или рисуют журавля любого вида. В процессе работы педагог подсказывающими вопросами, советами способствует выразительности исполнения детских работ: изогнутые крылья и шеи, поджатые и скрещенные ноги журавлей и т. д. По мере выполнения работы каждый ребёнок кладет изображение танцующего журавля на «болото» - круг или овал из цветной бумаги. Дети отгадывают виды журавлей, рассказывают, о чем журавли могут «говорить» друг с другом с помощью «языка» танца. Изображают танцы журавлей с помощью пантомимы - выразительных движений рук, ног, тела. Дошкольники совместно с воспитателем выкладывают из кубиков с буквами или с помощью отдельных печатных букв названия разных видов журавлей. Воспитатель дарит каждому ребёнку подарок - плоскостный силуэт танцующего журавля. Поощряя творческие работы детей, воспитатель обобщает их ответы:

- Птицы, насекомые, рыбы и звери разговаривают между собой на своём «языке». Они могут «говорить» друг с другом не только с помощью «языка» танцев, но и с помощью других «языков». Хотите, дети, узнать, какие ещё у животных есть языки общения? Тогда давайте в следующую нашу встречу отправимся в путешествие, где и узнаем о некоторых секретах «языка» животных.

Домашнее задание для родителей: совместно с ребёнком изготовить теневой театр «Танцующие птицы».

Похожие статьи:

Конспект занятия в подготовительной группе. Скоро в школу

Конспект занятия в подготовительной группе. Труд взрослых

Конспект занятия в подготовительной группе. Я и сверстники

Урок любознательности для детей дошкольников 6-7 лет

Занятие в подготовительной группе. Профессия пожарный

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!